in

«Не могу оставаться в стороне». Как медики решили помогать пострадавшим на протестах

«Не могу оставаться в стороне». Как медики решили помогать пострадавшим на протестах
Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Инфраструктура протеста продолжает прирастать интересными общественными объединениями. К сообществам адвокатов и гражданских журналистов добавились «Медики протеста». Эту организацию придумали москвичи Владислав и Елизавета. Владислав был военным врачом, участвовал в боевых действиях на Донбассе, а затем несколько лет вел курсы первой помощи. Елизавета работает маркетологом, но называет себя «медиком по призванию». Сейчас вместе с ними уже почти сто человек готовы оказывать первую помощь пострадавшим во время несогласованных акций. «МБХ медиа» поговорило с Елизаветой о том, как появилась организация и какие задачи перед собой ставит. Свои фамилии герои интервью попросили не обнародовать.

— Расскажите, как вы придумали «Медиков протеста»?

— Идея появилась достаточно спонтанно: я со своим товарищем решила выйти 31-го января на протестную акцию, чтобы помочь людям. Мне стало очень жалко тех, кто пострадает, я поняла, что не могу оставаться в стороне. В тот день мы познакомились с Владом — и придумали «Медиков протеста», чтобы никто не остался без помощи в непростой ситуации. 

Влад — военный врач, я по образованию вообще маркетолог, но медик по призванию. У нас сейчас идет большой набор людей, и из них большая часть — это люди с медицинским образованием, но есть и те, кто никак не связан с медициной, а просто хочет помогать. 

— То есть, вы начали работать 31-го?

 —  Можно и так сказать. Нас было трое, такая маленькая, но очень гордая команда. К счастью, мы никак не пригодились, потому что все было достаточно спокойно. Но это и хорошо. Чем реже придется оказывать кому-то помощь, тем лучше, правда? Гораздо хуже, если помощь понадобится, а никого не будет рядом. Сейчас у нас больше полутора тысяч сочувствующих в чате и почти сто человек, которые готовы участвовать и помогать. 

— Как будет строиться ваша работа?

 —  Мы планируем строить свою работу по принципу «увидели — помогли», собираемся ходить небольшими группами по два-три человека. Это будет, например, врач и его помощник без медицинского образования. Еще мы разрабатываем телеграм-бот, где люди смогут передавать информацию о пострадавших, чтобы мы могли их быстро найти и помочь. Буквально за несколько кликов человек сможет передать нам информацию о том, где находится пострадавший и какого характера у него травмы, отправить геолокацию. 

В будущем мы планируем закупать медикаменты централизованно, но пока каждый делает это сам. У нас есть рекомендации для членов команды: с собой должна быть перекись водорода, которая является универсальным средством обеззараживания, бинты, пластыри. Обязательно — бутылка воды, потому что обычно пострадавшему хочется попить, прежде чем рассказывать, что случилось и где у него болит.

— Вы оказываете только первую помощь или сопровождаете пострадавших в больницу?

— Мы оказываем доврачебную помощь, помогаем с какими-то простыми травмами. Если случилось что-то серьезное, наше дело — передать человека в стабильном состоянии скорой помощи. 

Самая главная задача медика — помочь чему-то не случиться. Допустим, когда людей резко шуганули, они все побежали. Нужно вовремя суметь организовать толпу, крикнуть: «Без паники, ребята, все нормально, не толпимся, давайте друг друга не ронять!». Это наша первоочередная задача. Потому что бороться с последствиями — это гораздо сложнее, чем их предотвратить. 

— Вы говорили, что в вашей команде есть люди без медицинского образования. Планируете ли вы их обучать?

— Да, конечно, мы всех будем обучать, объяснять основные тонкости. У нас много людей с медицинским образованием, некоторые из них вызвались проводить курсы первой помощи. Планируем провести очный семинар по оказанию доврачебной помощи. Но большинство новичков пишет, что у них уже есть такой опыт. Например, многие учились в автошколе, а там это обязательная дисциплина. 

— Не боитесь ли вы негативной реакции со стороны сотрудников правоохранительных органов?

 —  Мы — не политическая организация. Все наши члены уведомлены о том, что мы никак себя не позиционируем по отношению к протестующим и правоохранительным органам. Мы помогаем и тем, и другим. Мы не “за” политику и не “против” кого. Я думаю, что проблем с правоохранителями быть не должно. Потому что… мы все люди. Если человеку плохо, вряд ли кто-то не допустит медика. 

— Если вдруг кого-то из членов вашей команды задержат, окажете ли вы им юридическую помощь?

 —  К сожалению, мы не юристы. Есть проект «ОВД-Инфо», где помощь оказывают профессионалы. Все должны заниматься своими делами. Мы все-таки оказываем медицинскую помощь, а юридическими моментами должны заниматься люди, которые умеют это делать. 

— Какие у вас планы? Сейчас «Медики протеста» есть только в Москве и Санкт-Петербурге, будете ли вы набирать людей в других городах?

 —  В Санкт-Петербурге мы появились спонтанно: нам писало много людей оттуда, поэтому мы решили и там сделать отдельную группу «Медиков протеста» — чтобы люди могли договориться между собой и оказывать первую помощь. Ну и, конечно, в будущем планируем расширяться. Но для начала нам нужно собрать команды в Москве и Питере, чтобы получить опыт, разобраться, как правильно набирать людей и организовывать весь процесс. А потом уже этот опыт распространить и на другие города.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.