Из-за сопротивления силовых ведомств операторы связи в России не могут получить доступ к оптимальным для использования сетей нового поколения 5G-частотам. В связи с этим россияне рискуют остаться без быстрого интернета. Узнали, зачем вообще нужен 5G, и почему военные и “Роскосмос” заняли эти частоты.
Совет безопасности уже не в первый раз отказывается отдавать операторам связи частоты в диапазоне 3,4 — 3,8 ГГц для создания сетей пятого поколения связи (5G). Сейчас эти частоты заняты Министерством обороны и «Роскосмосом», которые используют их для внутриведомственной связи.
5G позволяет абонентам использовать мобильный интернет на очень высокой скорости (до нескольких гигабит в секунду). Это до 100 раз быстрее, чем в нынешних сетях LTE. «По большому счету 5G лучше 4G только скоростью, — рассказал «МБХ медиа» технический директор организации «Роскомсвобода» Станислав Шакиров. — У 5G есть еще определенные преимущества, но ключевое — именно скорость».
«Важно понимать, что 5G нужен, в первую очередь, для интернета вещей, — считает Шакиров. — Для условного YouTube нам хватает и 4G, но в интернете вещей действительно очень много датчиков используется, эти датчики обмениваются друг с другом информацией, 5G необходим. Поэтому, если мы останемся без 5G, Россия с точки зрения технологического обеспечения и жителей, и бизнеса, останется на обочине».
В качестве альтернативы частотам в диапазоне 3,4 — 3,8 ГГц, Госкомиссия по радиочастотам предлагала операторам связи пользоваться диапазоном 4,8 — 4,99. Операторы уверены, что эти частоты плохо подходят для связи 5G.
«5G частоты нужны военным и «Роскосмосу», потому что сейчас на них сидит всякое локационное оборудование и средства связи, — рассказывает Шакиров. — Им не хочется переходить на другие частоты по каким-то своим причинам. Понятно, что любой человек, которого просят что-то сделать просто так, делать этого не будет, потому что нет мотивации. Думаю, что здесь история такая, потому что силовикам двигаться незачем».
Еще год назад глава Ростелекома Михаил Осеевский обвинял комиссию по радиочастотам в задержке внедрения 5G. «Проще всего сказать: у нас там все занято, мы там работаем, поэтому сделать ничего нельзя, — говорил Осеевский. — Это не так. 3,4–3,8 ГГц — это базовый диапазон, который будет использоваться для развития 5G в других странах. Все равно нужно искать решения, нужно их обсуждать, нужно их предлагать. От решения этой проблемы мы никуда не уйдем. Мне кажется, что это попытка сдвинуть куда-то вправо. Чем дольше будем пытаться сдвинуть, тем меньше времени останется в будущем»
«Для целей силовиков можно использовать другие частоты, — считает технический директор «Роскомсвободы». — Во многих странах частоты этого диапазона либо освобождают для устройств 5G, либо они и не были заняты. Сервисы спецсвязи в этих странах, конечно же, присутствуют».
«Если «Роскосмос» и Министерство обороны никуда не подвинутся, у нас просто не будет работать телекоммуникационное оборудование 5G, которое работает во всем мире, — прогнозирует Шакиров. — Могут построить какое-то «суверенное 5G», но если частоты будут пересекаться с частотами спецслужб соседних стран, на приграничных территориях связь не будет работать. Будет бесконечная игра в кошки-мышки, и мы останемся без 5G. На мой взгляд, рано или поздно Минобороны и «Роскосмос» уйдут с этих частот, и рынок победит нежелание бюрократии двигаться».