Министерство просвещения подготовило законопроект, который ужесточит правила усыновления и опеки детей. В частности, одна семья не сможет усыновлять больше ребенка в год, а всего в семье может быть не больше трех детей, включая родных. Будет и послабление — планируется снять жесткий запрет на усыновление детей людьми с ВИЧ-инфекцией.
Вместе с социологом Еленой Ярской-Смирновой разбираемся, как в России обстоят дела с усыновлением и опекой, и что изменится в случае принятия законопроекта.
Много усыновляют, много возвращают
За последние десять лет воспитанников в детских домах стало меньше на 67,8 тысяч человек. По данным Минпросвещения, 1 сентября 2018 года в банке данных о детях-сиротах числятся 47,8 тысяч человек.
В России детей можно либо усыновить, либо взять под опеку. В первом случае ребенок становится частью семьи и лишается всех льгот. Опека же чаще всего временная — если родители по какой-то причине не могут содержать и воспитывать детей. В этом случае ребенок продолжает получать льготы, как и семья, которая его приютила.
При этом, по словам Ярской-Смирновой, большинство воспитанников детдомов — подростки или дети с инвалидностью. Из-за этого в России высокий уровень возвратов детей — семьи понимают, что не готовы ухаживать за больным ребенком, а с подростками часто возникают конфликты. Улучшить ситуацию могла бы поддержка со стороны государства — в стране не хватает специальных центров, консультаций приемных родителей у психологов.
Так, по данным из отчета Минобрнауки за 2017 год, было отменено 4788 решений о передаче ребенка на воспитание в семью. Из них 4430 — по инициативе приемных родителей.
При этом в последнее время российских детей чаще всего усыновляют россияне. И этот показатель последние годы растет. По данным Минобрнауки, в 2016 году 73% детей из российских детдомов усыновляли граждане России, а в 2017 году этот показатель вырос до 75%.
Это можно связать и с рядом ограничений, существующих в стране. Например, граждане США усыновить ребенка из России не могут. Это следует из принятого в 2012 году федерального закона № 272 — так называемого «закона Димы Яковлева». Этой возможности лишены и граждане стран, где легализованы однополые браки, что следует из Статьи 146 Семейного кодекса.
«Все несчастные случаи, которые происходят с российскими детьми, которых усыновили иностранцы, у нас раздуваются в скандалы, используются как политический инструмент. А таких случаев, когда интересами ребенка пренебрегают, проявляют к нему насилие, много и в России. В России даже больше, чем в других странах», — сказала социолог.
«Усыновлять будут меньше»
И сейчас Минпросвещения предлагает ужесточить правила усыновления и опеки.
Одна приемная семья сможет иметь не больше трех детей с учетом родных. При этом в год нельзя будет усыновлять или брать под опеку больше одного ребенка. Исключение могут сделать только в том случае, если люди хотят принять в свою семью братьев и сестер, которые остались без родителей.
Можно предположить, что такая мера связана с опасениями, что опекунство оформляется из-за получения выплат. Но социолог с такой точкой зрения не согласна: «Общественное мнение давно направлено против приемных семей, хотя это совершенно неправильно. Усыновляют не для того, чтобы разбогатеть. Часто цель усыновителей в жизни — помочь другим людям, особенно детям. А нагрузка на них несопоставима ни с какими выплатами».
Планируется ввести обязательное психологическое обследование для всех членов семьи, которая планирует усыновить или оформить опекунство. Сейчас его должны проходить только потенциальные опекуны или усыновители.
Семьям с приемным ребенком могут запретить переезжать без разрешения опеки. И пока опека не проверит жилищные условия на новом месте жительства, ребенку нельзя будет там жить.
Есть и одно послабление — Минпросвещения предлагает снять жесткий запрет на усыновление детей опекунами с ВИЧ-инфекцией или гепатитом С.
Этот запрет Конституционный суд признал незаконным еще 21 июня 2018 года. Тогда рассматривалась жалоба супругов, которые хотели усыновить ребенка, с 2015 года фактически проживающего в этой семье.
Сами супруги детей иметь не могли, потому что одного из них в результате врачебной ошибки в медицинском учреждении заразили ВИЧ-инфекцией и гепатитом С. С 2012 года семья воспитывала ребенка сестры супруги. Кровная мать от него отказалась, а усыновить или оформить опеку не получалось из-за болезни.
Этот запрет социолог связывает с отношением к ВИЧ-инфицированным и больным гепатитом С в России: «Это было связано с опасением, что родитель может каким-то образом инфицировать или заразить ребенка. Хотя всем известно, что ВИЧ-инфекция не передается воздушно-капельным путем, через полотенце или чашки. Это нелепый запрет». Она также отметила, что нелепым считает и запрет на усыновление детей, если семья уже взяла ВИЧ-инфицированного ребенка. Правда, его отменять не собираются.
По мнению Ярской-Смирновой, после ужесточения правил усыновления и опеки детей из детских домов будут забирать реже. Впрочем, она уверена, что все не так плохо: «Те, кто хочет усыновить, все же будут усыновлять, несмотря на строгие правила».