in

Минюст хочет вынести СИЗО из городов. Почему это репрессивная инициатива?

Вид на здания следственного изолятора "Кресты-2" в Колпино. Фото: Антон Ваганов / ТАСС

В России разрабатывают проект по выносу за пределы городов колоний и СИЗО. Авторы инициативы считают, что это позволит сократить число совершаемых преступлений. Однако члены ОНК и правозащитники уверены, что ничего положительного данный проект не принесет, а больше всех от него пострадают люди в следственных изоляторах, чья причастность к преступлению еще даже не доказана.

Проект, который позволит убрать из городов колонии и следственные изоляторы, разрабатывает Минюст РФ. Об этом заявил глава ведомства Константин Чуйченко. По его словам, для такого рода учреждений за городом будут сформированы отдельные площадки. Делается это, как заявил Чуйченко, в целях оптимизации ФСИН, которая должна стать «эффективной и разумной». 

«Учреждения ФСИН должны получить определенное преображение. В центре внимания должен быть человек, несмотря на то, что он совершил преступление, это наш гражданин. Мы должны сделать все, чтобы вернуть его к нормальной жизни», — сказал глава Минюста в интервью «России 24». «Действительность, связанная с лишением свободы», добавил Чуйченко, должна быть перенесена из городов на отдельные площадки.

Глава Минюста намекал на планы по переносу учреждений пенитенциарной системы из городов еще в марте. Тогда Константин Чуйченко говорил о том, что вид СИЗО должен стать менее «брутальным», он предлагал убрать с них колючую проволоку и напоминал, что люди, находящиеся в изоляторе, еще не признаны судом виновными. А значит, условия содержания там также должны стать гуманнее. 

Однако каким образом перенос СИЗО за город можно считать проявлением гуманизма — не могут ответить ни члены Общественных наблюдательных комиссий, ни правозащитники. «Я не вижу логики в его выступлении, — сказала «МБХ медиа» член ОНК Москвы прошлого созыва и глава московского отделения Комитета против пыток Анастасия Гарина относительно инициативы Чуйченко. — Я не могу представить, как «сокрытие действительности, связанной с лишением свободы», может улучшить эту действительность. Зато на строительстве новых зданий для этих учреждений за пределами городов можно будет попилить бюджет» .

Гарина указывает на основной недостаток инициативы Минюста: «СИЗО станут менее доступными как для родственников, так и для адвокатов с членами ОНК. То есть они перейдут на особое положение, и что там происходит — узнать будет сложнее». 

На территории следственного изолятора №2 управления ФСИН по Москве (Бутырская тюрьма)
Бутырская тюрьма в Москве. Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Проработавшая много лет в ОНК Орловской области правозащитница Вероника Каткова говорит, что еще сложнее в случае реализации идей Минюста будет регионам. Ведь там у людей небольшие зарплаты, и труднее будет постоянно мотаться в СИЗО к родственникам и оплачивать дорогу адвокатам. Кроме того, и сами дороги зачастую просто отсутствуют. «Взять хотя бы нашу Орловскую область, представьте, если это март — грязь, распутица, бездорожье. А в Свердловской области, чтобы доехать до какой-то колонии, ребятам из ОНК нужно мчать до полутора суток. И сейчас хотят СИЗО перенести. Как туда ехать? — сказала Каткова «МБХ медиа». 

«И еще. Все следствие, судебные заседания — проходят именно в городе. Представляете, как это осложнит жизнь людям? И главное, непонятно, зачем. Людей еще не признали виновными, ничего еще не доказано, они и так в стрессе, так их еще будут увозить подальше от родственников», — добавила Вероника Каткова.

Глава российской национальной общественной организации «За права человека» Лев Пономарев уверен, что перенос СИЗО загород существенно ударит по возможностям общественного контроля. «Я не вижу никакой угрозы существования следственных изоляторов горожанам. Зато представлю, сколько миллиардов надо, чтобы удалить СИЗО только лишь из Москвы», — сказал правозащитник «МБХ медиа».  «К сожалению, инициативы власти пока противоположны интересам правозащитников и общественных контролеров. Это репрессивная инициатива Минюста. И по сути дополнительное наказание и инструмент давления на тех, кто еще даже не признан виновным», — добавил Лев Пономарев. 

Вместе с тем, по словам Пономарева, он не против, если некоторые столичные изоляторы будут перенесены в пределах Москвы. Из центра — ближе к окраине. К примеру, «Бутырка» была построена еще в 19 веке, а «Матросская тишина» в 20-х годах прошлого века. В этих зданиях сложно провести капремонт и привести помещения в соответствии с современными условиями содержания. 

В России уже есть пример, когда власти реализовали такую идею. В 2017 году в Санкт-Петербурге с Арсенальной набережной в Колпино был перенесен следственный изолятор «Кресты». Он рассчитан на более 4 тысяч заключенных, а условия содержания не под стать предыдущим: подследственные размещаются в двух и четырехместных камерах площадью по 15 и 30 кв. м, в СИЗО есть четыре больших зала судебных заседаний и более 150 следственных кабинетов. Как объяснила «МБХ медиа» член ОНК Петербурга Анастасия Некозакова, Колпино воспринимается жителями северной столицей как ее часть, микрорайон, поэтому сказать, что изолятор был перенесен за город — сказать будет неправильным. «Дотуда полчаса езды из центра Петербурга на электричке и еще примерно столько же пешком, в целом — час», — сказала собеседница «МБХ медиа».  По словам Некозаковой, в пределах городов менять старые СИЗО на новые было бы вполне адекватной идеей.

Глава московского отделения КПП Анастасия Гарина добавляет: «Чем СИЗО мешают городам? Мы стыдимся их? Это некрасиво? Ну в европейских странах в городах они тоже есть и это ничего не портит».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.