В Москве 16 марта стартовал трехдневный фестиваль «Крымская весна». Так городские власти решили отметить, как они это называют, присоединение полуострова к России. В программе мероприятия кулинарные мастер-классы, лекции по «истории Крыма» и выступление Захара Прилепина и Олега Газманова. Денег явно потрачено много.
Я родился в Севастополе, провел там детство и почти каждое лето возвращаюсь на родину. Для меня не существует никакого «присоединения», а только аннексия, ужасно низкие пенсии у бабушки и дедушки, высокие тарифы на коммуналку и бутылки молока по 150 рублей. Пропустить празднование этих вещей невозможно. Особенно в самом центре столицы — на Манежной площади.
Погода совсем не весенняя — серые тучи, кончики пальцев покалывает от мороза даже в перчатках. Перед входом на Красную площадь установили несколько десятков деревянных ларьков, обклеенных плакатами «Крымская весна». Почти в каждом из них можно купить распространенные в Крыму блюда — жареную барабульку, мидии на гриле или крымско-татарские манты. Только люди вокруг едят в основном бургеры.
Людей много, но не больше, чем собирает манежка в любой другой выходной день. В основном это уже седовласые бабушки и дедушки с внуками. Возле одного из ларьков собралась толпа. Высокий бородатый мужчина в костюме, отдаленно напоминающем крымско-татарский наряд, рассказывает: «Хоть Крым и основали понтийские греки, но благодаря русским это место стало великим и священным».
Играет сиртаки, люди становятся в круг, обнимают друг друга за плечи и начинают танцевать народный греческий танец. Чувствую тычок в спину, оборачиваюсь. Пожилая женщина в сером кандибобере спрашивает:
— А почему танцуют что-то греческое?
— Просто Крым изначально был населен греками, они первые, кто что-то на этой территории построил.
— Интересно! А мне всегда говорили, что там были русские, получается врали!
Неподалеку от танцевального круга стоит одинокий дедушка в шапке ушанке с советским гербом на лбу. В руках газеты и огромный черно-оранжевый георгиевский флаг с надписью «Национально-освободительное движение России».
Вокруг мужчины никого. На его груди плакат с требованием вернуть все территории СНГ в Россию. От него пахнет чем-то похожим на корвалол.
Хоть одиночные пикеты и не нужно согласовывать, но сразу вспоминается история Сергея Зверева, которого вызвали в полицию за нарушения правил пикетирования на Красной площади, когда он выступал против строительства завода на Байкале.
— А вас полицейские не гоняют?
— Нет, конечно, — отвечает мужчина. — Они нас наоборот защищают, вместе хотим одного!
— Чего?
— Белоруссию надо вернуть и остальных к нам! Чтобы было как при Сталине! Возьмите газетку, там все написано! Вот как вернем, так и заживем. Крым — это только начало!
Беру газетку. С ее страниц НОД призывает любить «вождя» СССР и объединиться против «басурманов».
К ларькам с барабулькой к этому моменту выстроилась очередь, человек 15. Пожилая пара передо мной разговорилась.
— Миша, помнишь, как под Ай-Петри мы ели эту рыбу? Очень хочу вспомнить вкус! И чай был прекрасный у татар этих, тут тоже говорят, что рецепт татарский, молодцы они.
— Там, кстати, сейчас идут облавы силовиков на крымских татар, — встрял я, — Не слышали об этом?
— Нет, а за что? Им же сейчас хорошо должно быть, мы их поддерживаем.
— Они против аннексии выступают. У нас такая точка зрения не приветствуется.
— Странно, им это зачем? Хорошо же живется, я правда там не была.
Подошла моя очередь за барабулькой. Продавщица говорит, она крымская, прямиком с полуострова. За 299 рублей получил рыбу в кляре и картошку фри с соусом блю чиз. Не очень крымский набор. Но с первого кусочка рыба тут же напоминает о родине. Приготовлено действительно вкусно.
Повар рассказывает, что все по крымско-татарскому рецепту.
— А есть среди других поваров крымские татары?
— Нет, у нас тут со всех уголков ребята: Астрахань, Калуга, Краснодарский край. Крымских нет. Это и не нужно, чтобы готовить блюда, мы и так справляемся.
К четырем часам дня на манежке почти никого не осталась. Прихожу в парк «Зарядье», но и тут, кроме большого количества сотрудников Росгвардии, почти никого. Большинство людей пришло просто погулять, огромная красная надпись «#крымскаявесна» на земле удивляет немногочисленных прохожих.
На сцене парка играет группа «Коктебель Джаз», ряды перед ними пустуют. Волонтер фестиваля безуспешно пытается раздать проходящим программки фестиваля на следующие два дня. Из всех увеселений в ней только упомянутая крымская кухня и концерт Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского.