Оппозиционный политик Алексей Навальный находится в коме в больнице Омска. Врачи так и не назвали причину, но ближний круг Навального не сомневается в том, что его отравили.
Владимир Кара-Мурза был отравлен дважды: в 2015 и 2017 году ему диагностировали отравление, причиной которого стало «токсическое действие неучтенного вещества». Факт отравления Кара-Мурзе доказать так и не удалось. О том, почему Навального действительно отравили, замешаны ли в этом российские спецслужбы и что грозит сейчас находящемуся в коме политику, Кара-Мурза рассказал в прямом эфире “МБХ медиа”. Полную версию эфира вы можете посмотреть на нашем ютуб-канале.
— Вам известно, как происходят отравления, вас тоже отравили. То, что сейчас происходит с Алексеем Навальным — это похоже на то, что происходило с вами?
— Это не то что похоже — это один в один. Жутко читать, смотреть и слышать, потому что для меня это какой-то страшный день сурка. Картина абсолютно идентичная — и кома, и отключение органов, и отек мозга. Прямо перед самолетом все это сделали, чтобы это все случилось в полете, у меня ровно то же самое было в 2017 году. И, кстати, те же пропагандисты тут же начинают орать, как по команде, что человек выпил алкоголь, принял таблетки. Они всегда это делают, пытаются отвлечь внимание, вбросить какую-то «дезу». То же самое было со мной, было это в других случаях.
Если мы посмотрим на историю наших спецслужб, то еще в советское время практиковался такой метод, как отравление. Это отравление Войновича в семидесятых. Отравили Георгия Маркова, болгарского журналиста и диссидента в Лондоне при участии КГБ. Если мы посмотрим на то, что происходит в нашей стране с тех пор, как Путин пришел к власти, то есть уже целый список таких людей. Это и Юрий Щекочихин, и Анна Политковская. Я напомню, что ее отравили за два года до того, как убили. Это Виктор Ющенко, Александр Литвиненко, Сергей Скрипаль в Англии, Ирвин Котлер, бывший министр юстиции Канады. Мало кто знает, что он был отравлен во время визита в Россию. Это Петр Верзилов, дважды это было со мной.
Это становится излюбленным методом у них. Метод садистский, потому что мучительно больно через это проходить. Потом, если, дай бог, выживешь, очень долго восстанавливаться, приходить в норму. Самое главное и важное — это помолиться и пожелать Алексею и его близким сил, выдержки пройти через все это, остаться в живых, вернуться в нормальное состояние. А все остальное потом.
Но потом обязательно будет. Все люди, которые это делают, которые несут ответственность за это, все, кто это прикрывает, вся пропагандистская шваль, которая начинает вбрасывать все эти теории — эти люди должны рано или поздно понести ответственность. Понятно, что это будет не при власти Владимира Путина. Но Владимир Путин у власти не навсегда.
— Вы говорите об этих людях. Понимаете ли вы, кто может за этим стоять? Или это может быть кто угодно, и сейчас не время строить теории?
— Если мы говорим про метод, то это классический почерк спецслужб. Я вам уже привел примеры и из советского прошлого, и из более недавнего, уже при Путине. Кроме всего прочего, этот метод позволяет им сделать вид, что они не при чем. Я имею в виду российскую власть, будем называть вещи своими именами. Они каждый раз разводят руками и говорят: «Ну, мы-то здесь ни при чем, какое это к нам имеет отношение». Они уже долго ни при чем и к ним все никакого отношения не имеет. Но так получается, что почему-то все время что-то случается с политическими оппонентами нынешней власти или независимыми журналистами, или с тем, кого они считают предателями, или с какими-то иностранцами, которые их не устраивают.
Вчера было две тысячи дней со дня убийства лидера российской оппозиции Бориса Немцова, который был расстрелян перед стенами Кремля. И до сих пор, спустя уже более пяти лет, организатор и заказчик этого преступления находится под полной защитой и протекцией российских властей. Российские власти и сами отказываются проводить расследования, и отказываются сотрудничать с международными надзорными процедурами в рамках, например, Совета Европы и ОБСЕ. Это все один почерк, это все одна рука. Но еще раз повторю, обсуждение причин и так далее — это вопрос завтрашнего дня. Сегодня главное, чтобы с Алексеем все было хорошо. У нас замечательные врачи, я могу это подтвердить собственной жизнью, тем, что я с вами разговариваю. Главное, чтобы российские власти дали российским врачам нормально сделать свое дело.
— Могут ли они дать российским врачам дать сделать свое дело, если они сами, как вы предполагаете, инициировали это отравление?
— Очень важно сейчас внимание международного сообщества. Опять же могу подтвердить своим опытом, что международное внимание может спасти жизнь. Гораздо легче совершить преступление в темноте, чем когда включен свет. Очень важно, чтобы свет был включен. В последние часы мы видим заявления лидеров Европейского союза, министров иностранных дел ряда демократических стран, членов американского конгресса и парламентов западных стран. Очень важно, чтобы внимание продолжалось, чтобы российским властям стало политически невозможно не дать врачам сделать свою работу.
— Даже Дмитрий Песков сегодня сообщил, что Кремль в курсе ситуации и готов оказывать содействие. Как вы думаете, можем ли мы предполагать, что Кремль был в курсе это ситуации и до того, как она произошла? Так же, как и много слухов ходит о том, был ли Кремль в курсе того, что произойдет с Борисом Немцовым пять лет назад?
Отравители и провокаторы. Кто и когда нападал на Алексея Навального
Сегодняшнее отравление Навального — далеко...
— У меня абсолютно нет никаких сомнений в причастности высших российских властей и по поводу убийства Бориса Немцова, и по поводу того, что сегодня произошло с Алексеем Навальным. Дело даже не в моем мнении. В феврале этого года был опубликован надзорный доклад ОБСЕ, организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, по поводу того, как было организовано убийство Бориса Немцова, и о том, как блокировалось и саботировалось расследование убийства. Это не мое мнение, это вывод крупнейшей организации в области безопасности. Совсем в такой теме не хочется комментировать Пескова, человека, профессия которого заключается в постоянном вранье. Еще раз говорю — самое главное сейчас, чтобы у Алексея нашлось достаточно сил, чтобы выйти из этого. Хочется пожелать ему и его близким сил, выдержки, здоровья и божьей помощи, чтобы остаться в живых.