in

Мусор «на личном контроле». Разберутся ли чиновники Очаково-Матвеевского с незаконным сжиганием отходов?

Незаконное место сжигания мусора в очаковской промзоне. Фото: Alexander Kutenkov‎ / Facebook

На территории промзоны Очаково МЧС и прокуратура начали проверку по факту незаконного сжигания мусора. По словам очевидцев, 24 сентября на импровизированный полигон прибыли два автобуса полиции, Глава МВД ЗАО Денис Маслов, прокурор ЗАО Григорий Родионов, представители Росреестра и государственной инспекции по недвижимости. Участники рейда поделили территорию на сектора, более 40 рабочих задержали. Полицейские и прокурорские работники фиксируют нелегальные постройки и на месте выписывают предписания об их сносе. Сотрудники выявили места нелегальных поджогов, сортировки мусора и проживания находившихся на территории людей. По результатам проверки будут сделаны заборы воздуха и соскоб нагара с импровизированных печей для сжигания. 

 

Это последствия встречи двоих местных активистов с чиновниками и главой префектуры о незаконном сжигании мусора в районе Очаково-Матвеевское. Жители более пяти лет жалуются на гарь, многие страдают от отеков и даже кашляют кровью. Теперь не только жгут — на территории промзоны плавят алюминий, его пары опасны для здоровья. Мы уже писали об этой проблеме, но в последний месяц не было почти ни дня, чтобы местные не жаловались на запах гари. 

 

 

Алюминий и каучук

Ядовитые пары появляются при незаконном сжигании мусора в промзонах Северное и Южное Очаково. По словам местных жителей, утром нечем дышать даже на улице.

На территории промзон есть несколько десятков предприятий, но каких именно, выяснить сложно — цепочка договоров субподряда не дает найти конечного пользователя земли. Наиболее известные организации — алюминиевый завод и завод «РТИ Каучук». К тому же, на территории находится более 30 предприятий, вывозящих мусор, 10 производителей бетона и почти 30 предприятий, работающих с металлоломом. Все они, по предположениям горожан, могут загрязнять и территорию промзон, и воздух. 

Местные жители уже не раз обращали внимание на эту проблему: писали обращения депутатам, Роспотребнадзору, департаменту природоохраны и Минздраву, подписывали петиции против утилизации отходов и плавки алюминия на территории промзоны, пытались согласовать митинги.

Страдают не только очаковцы: гарью дышат жители 16 соседних районов. Всего там проживает 1 миллион 800 тысяч человек. Эту статистику собрала депутат района Тропарево-Никулино Евгения Гешберг. Она рассказала «МБХ медиа», что после создания поста в фейсбуке ей начали писать жители других районов. «Пишут: “у нас пахнет”, “у нас тоже воняет!”. Проблема более масштабна, чем кажется на первый взгляд», — рассказывает Евгения. 

Недавно на проблему обратил внимание и Владимир Жириновский, рассказав об этом на пресс-подходе перед заседанием Госдумы. Даже у него начало першить в горле. «Загрязнение воздуха. 55 лет живу в Москве. Впервые это почувствовал», — сказал Владимир Вольфович. Политик живет неподалеку, в коттеджном поселке на территории заказника «Долина реки Сетунь». Его дом тоже входит в район Очаково-Матвеевское. Интересно, что Жириновский заметил проблему только сейчас, ведь очаковцы и их соседи не первый год жалуются о несанкционированных сжиганиях. Также Владимир Вольфович поставил под сомнение работу депутата Мосгордумы Татьяны Батышевой, которая представляет его округ. 

Атака к выборам

В августе и сентябре интерес к мусоросжигательной проблеме очаковцев резко возрос. Причин этому может быть несколько: выборы в Мосгордуму, нарастающие объемы жалоб жителей, отсутствие ветра весь август. Но больше всего жителей возмутило то, что сжигание мусора стало ежедневным. «Раньше жгли периодически, мы закрывали окна. Но не было такой ежедневной атаки. Прошлым летом тоже было часто, но не ежедневно» — рассказала «МБХ медиа» жительница Матвеевского района Александра Карапетова. 

Жалобы жителей заставили префектуру пойти навстречу. 18 сентября состоялось совещание у префекта ЗАО, где обсуждалась лишь одна проблема — незаконное сжигание мусора в Очаково. Об этом «МБХ Медиа» рассказали активисты Ярослав Дубовиков и Сергей Антипов  — их двоих пригласили на это заседание. По словам Ярослава, заседание было назначено на 10 утра, но началось оно раньше, поэтому часть выступлений активист пропустил. 

Департамент природопользования и охраны окружающей среды (ДПиООС) признал, что выбросы были. Однако они были зафиксированы на алюминиевом заводе в моменты, когда у них случается авария. На заводе установлены очистные сооружения по выбросам, но иногда выбросы «через вентиляцию, через щели» идут мимо этих сооружений. По словам Ярослава, ДПиООС не смог назвать число таких выбросов. 

На собрании не смогли назвать список всех арендаторов в промзоне. Префект ЗАО Алексей Александров поручил составить перечень фирм, работающих на промзоне, с указанием их адресов. «Город знает, с кем у него напрямую заключен контракт аренды, а дальше идут субарендаторы, о которых никто не знает»  — поясняет ситуацию Сергей Антипов. Он также удивлен тем, что этот список решили составить лишь сейчас, ведь проблеме не первый год. 

На встрече были не все представители ведомственных органов. Не было прокуратуры и Роспотребнадзора. Так как часть предприятий находится на федеральном контроле, в том числе и РТИ «Каучук», то прокуратура должна давать разрешение на их проверку. Но прокуратура не может проводить проверки малого бизнеса чаще, чем раз в три года. Остальные предприятия проверяют по возможности  — так были выписаны несколько штрафов суммой от 50 до 250 тысяч рублей. 

По итогам встречи был назначен двухнедельный срок на выполнение поставленных задач. Росреестр должен составить список конечных пользователей земли на промзоне и список оштрафованных компаний. Департамент городского имущества обязан проверить компании на предмет того, используют ли они землю по назначению, и расторгнуть с ними договоры, если они нарушают закон. Прокуратуру обязали провести проверки предприятий (что и произошло 24 сентября). Также шли разговоры и о реновации промзоны. Благоустройство территории обсуждалось еще в 2017 году на сайте московского комплекса градостроительной политики и строительства. Местные жители слышали и разговоры о жилой застройке. Впрочем, уплотнение их категорически не устраивает. «Это не выход, это только ухудшение ситуации» — констатирует Гершберг. 

 

Воздух лучше, чем в Женеве

Депутат Московской городской думы от Очаково-Матвеевского Татьяна Батышева также присутствовала на встрече. Она взяла вопрос на личный контроль. В июне этого года она ездила на первый рейд на промзону. Об этом даже была заметка на сайте Мосгордумы, но спустя два дня она исчезла. «Батышева ранее была избрана депутатом от Раменок, это соседний от нас район. Возникает вопрос, почему она не обращала внимание на эту проблему раньше», — говорит Ярослав Дубовников. По его словам, эта проблема стала ее очень активно интересовать в преддверии выборов в Мосгордуму. Батышева также сказала, что готова выступить посредником между администрацией и инициативной группой, которую она готова создать из местных жителей. Ярослав отказался в ней участвовать, объяснив это тем, что «не хочет вступать в политику».

Неравнодушные горожане общаются в группах, где они собирают данные о дымлении с промзоны, пишут о своем самочувствии и подписывают петиции: За чистый воздух в (Ю)ЗАО, Дикий Запад Москвы и в других. Власти отвечают на многочисленные жалобы «отписками»: они не могут попасть на закрытую территорию предприятий, в момент обследования сжигание мусора не выявлено и т.д. Второго августа МЧС России в тексте ответа одной из местных жительниц ссылалось на погодные условия: они объясняли загрязнение воздуха не только выбросами, но и слабым ветром и отсутствием осадков, отсюда и запах. Очаковцы и их соседи замечают, что мэр ни разу не упоминал проблему сжигания мусора на промзоне — и они сомневаются, что глава Москвы об этой проблеме не слышал.

Жители удивляются и тому, как поменялись данные датчиков загрязнения воздуха. «Датчики Мосэкомониторинга раньше зашкаливали. Потом появилось такое ощущение, что их просто отключили. Будто все хорошо стало» — говорит активист Сергей Антипов. В фейсбуке люди обсуждают, куда можно пожаловаться, чтобы датчики — и официальные, и неофициальные — были включены. «По датчикам в Очаково альпийский воздух. Лучше, чем в Женеве»  — комментируют ситуацию жители в фейсбуке. 

Кровь, отеки, боль и духота

Население Очаково и соседних районов жалуются на кашель, отёки слизистой и боли в горле. Один из жителей рассказал «МБХ медиа» о том, с утра у него шла кровь горлом. И это не единственный случай — в пабликах активные жители делятся  симптомами проживания рядом с канцерогенными парами от сжигания мусора. У детей кровь идёт из носа. Мужчины и женщины жалуются и на покрасневшие глаза, «будто в них песка насыпали». Единственный возможный выход — спать с закрытыми окнами. «К сожалению, нет никаких средств, чтобы очищать воздух дома. Приходится просто обороняться» — рассказывает жительница Матвеевского Александра Карапетова.

Соседка из Матвеевского Александра Карапетова рассказала «МБХ медиа» о том, что она узнала о сжигании мусора только весной этого года. «Я, как остальные жители нашего района, чувствовала этот запах, закрывала окна. Но думала, что бомжи какие-то сидят и что-то жарят»  — говорит Александра. Но поиск в социальных сетях по запросам «чем пахнет в Матвеевском» вывел её на сообщества активистов. «Практически узаконенная деятельность на территории промзоны, о которой якобы не знает управа» — комментирует ситуацию Карапетова. 

Активисты собирают список компаний, которые попадают под подозрение, вычисляют их точное расположение, запускают дронов над территорией промзоны, устраивают рейды, в наглую проезжая шлагбаумы. Участники групп в фейсбуке насчитали уже 70 предприятий, которые захламляют их воздух. Среди них и фирмы, которые принимают отходы, и производители бетона. 

Страдает не только воздух. Активисты при рейдах обнаружили горы мусора, некоторые их них выше одноэтажных домов. Эти залежи можно найти, не заходя на территорию промзоны  — достаточно зайти в Яндекс.Карты и посмотреть фотографии со спутника. С поросшей травой горы мусора открывается отличный вид на кладбище бордюров и склад кирпичей и деревянных паллетов для перевозки грузов. Большая часть мусора не хранится на специально оборудованной площадке, вредные вещества могут легко проникнуть в почву. Активист Сергей Антипов рассказывает, что на рейде 13 сентября от алюминиевого завода пахло гарью и пищевыми отходами. «Они уже стали прятаться, шифроваться. Сейчас, когда запускаешь дрона, уже незаметно, что горит. Но запах есть», — рассказывает Сергей. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.