После объявления в ноябре забастовок на месторождениях золота «Аметистовое» и «Камголд» требования рабочих были в основном проигнорированы. На «Аметистовом» рабочие сразу объявили забастовку, и работодатель пошел только на небольшие уступки. На «Камголде», где повременили с протестом, требования работников не выполнили и теперь еще оставили их без интернета. Они готовятся начать забастовку с нового года.
Работники месторождений компании «Золото Камчатки», которая принадлежит «Ренове» Виктора Вексельберга, обвиняют своего работодателя в нарушении трудового законодательства, рассказывал представитель профсоюза рабочих Александр Кожевников: зарплаты ниже МРОТ, неоплаченные простои при прохождении медосмотров, нарушения условий труда — плохое питание и отсутствие интернета на рабочем месте, которое находится на севере полуострова почти в тысяче километров от Петропавловска-Камчатского. Также работники недовольны невыполнимыми планами, из-за чего они лишаются премий.
Работники «Аметистового» рассказывали, что глушить интернет там стали как раз во время объявления забастовки. Кожевников, который работает на «Камголде», рассказал «МБХ медиа», что теперь для того чтобы объявить о своих требованиях в интернете, ему приходится передавать информацию тем, кто уезжает с вахты в города.
«Никакие требования так и не выполнили. Мы пока остановили процесс собирания подписей за объявление голодовки, потому что у нас должна была состояться встреча работодателем и чиновниками 21 декабря. Тогда ни к чему в итоге не пришли», — рассказывает Кожевников.
Он подчеркивает, что без надбавки за вредность и переработки зарплата работников ниже МРОТ. Это один из главных моментов в споре рабочих с работодателем. Последний утверждает, что сверхурочные могут учитываться в МРОТ, а профсоюз со ссылкой на трудовое законодательство и консультации с заместителем руководителя Федеральной службы по труду и занятости утверждает, что нормативы выполнения планы не позволяют дотянуть основную зарплату даже до МРОТ (11 тысяч рублей) и сверхурочные должны идти бонусом к основной зарплате. Кожевников отмечает, что трудовая инспекция полностью занимает позицию работодателя: «Получается, камчатская госинспекция ставит себя выше федеральных органов».
Кожевников также опровергает сообщения в местных СМИ, где камчатские власти говорят об урегулировании спора.
При этом по информации Кожевникова на месторождении «Аметистовое», где работники еще в ноябре вышли на забастовку, добились небольшого успеха: простои из-за медицинского осмотра им компенсировали в виде выплаты как за один рабочий день. Однако там работники по-прежнему остаются без интернета, и нормативы по выполнению плана остались старые. Забастовка там сейчас уже прекратилась.
При этом Кожевников говорит, что из-за того, что форма протеста на «Аметистовом» не соответствует законодательству — рабочие не соблюли предусмотренные законом процедуры для объявления забастовки: не собрали подписи, не уведомили региональное министерство труда — это чревато штрафными санкциями для рабочих.
На «Камголде» забастовку готовятся объявить в январе. Кожевников говорит, что профсоюз пока не успел собрать необходимые по закону подписи 50% работников, по причине особенностей производства: сотрудники работают в разных сменах, к тому же часть работников еще не заехала на вахту. «Люди настроены и сейчас выйти, но если выйдут сейчас, будет как на Аметистовом — незаконно. Как только собираем подписи — выдвигаем требования, назначаем число и пишем в министерство труда, привлекаем их как нейтральную сторону», — рассказывает он.
Тем не менее, на вахту постоянно приезжают новые люди. Кожевников говорит, что их заманивают высокими зарплатами: «У нас приезжают новенькие, им обещают зарплату хорошую по 80 тысяч, но многие отрабатывают только одну вахту и возвращаться не собираются. С фабрики обогатительной, например, пол вахты уволилось. Многие не отстаивают свои трудовые права: люди работящие и не знают нюансы бухгалтерии».