Израильтянка Наама Иссахар собирается уехать из России, где ее приговорили к 7,5 годам колонии за 9,6 грамма гашиша в рюкзаке, не покидавшем транзитную зону аэропорта. Иссахар попросила Путина о помиловании и президент удовлетворил прошение. Практически одновременно Израиль передал России Александровское подворье в Иерусалиме, но Кремль отрицает связь между передачей подворья и освобождением Иссахар.
Контрабанда и хранение
Девятого апреля 2019 года Иссахар совершала пересадку в московском аэропорту Шереметьево по дороге из Дели в Тель-Авив. У девушки уже был посадочный талон на следующий рейс, поэтому она сразу отправилась к выходу на посадку. Аэропорт ни она, ни ее багаж не покидали.
На рюкзак, который Иссахар сдала в багаж, обратила внимание служебная собака таможенной службы. Его обыскали: в косметичке нашли пакет с твердым веществом коричневого цвета — как потом покажет экспертиза, гашишем.
Девушку задержали, когда она совершала посадку на рейс. Уже десятого апреля Иссахар арестовал Химкинский суд. Тогда ее обвинили в незаконном хранении наркотиков (часть первая статьи 228 УК).
Уже через три недели дело израильтянки передали в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения. Но прокуратура вернула дело обратно, указав, что в нем усматривается признаки более тяжкого преступления — контрабанды наркотических средств в значительном размере (пункт «в» части 2 статьи 229.1 УК). В середине июля было завершено повторное следствие — в итоге девушку обвинили по двум статьям. Иссахар признала, что в ее багаже был гашиш, но контрабанду отрицала.
Без права на защиту
Основным для обвинения стал факт пересечения израильтянкой российской границы. «Иссахар Наама, прибывшая в транзитную зону аэропорта, находилась на территории Таможенного союза. Наркотическое средство находилось в сопровождаемом ей багаже — она это и сама признает. Границу России, а вместе с ней и Таможенного союза, она пересекла. Ввоз наркотиков на территорию Таможенного союза запрещен. Незаконное перемещение также запрещено. Таким образом, по смыслу толкования норм права все условия для применения статьи [Уголовного кодекса о контрабанде] соблюдены», — говорил прокурор на суде.
Адвокат Александр Тайц в суде ссылался на то, что Иссахар не могла достать наркотики из багажа до прилета в Тель-Авив — это подтверждает и официальный ответ «Аэрофлота». «Следовательно, распорядиться находящимся в багаже наркотическом средством на территории России Наама объективно не имела возможности и не предпринимала никаких действий, направленных на это. Каких-либо данных о том, что наркотики в багаже она намеревалась сокрыть от таможенного контроля или затруднить его обнаружение, в деле нет. Нет в нем и данных о том, что изъятые наркотики она намеревалась передать кому-либо на территории России. Таким образом, умысла на совершение преступных действий, контрабанды на территории России у нее не было», — говорил адвокат.
Химкинский суд встал на сторону обвинения — 11 октября 2019 года Иссахар признали виновной в хранении и контрабанде наркотиков в значительном размере (п. «в», ч. 2 ст. 229.1 УК РФ) и приговорили к 7,5 годам колонии (максимальный срок в данном случае — 10 лет)
Россия предлагала властям Израиля обменять Иссахар на российского хакера Алексея Буркова. Последнего арестовали в Тель-Авиве по обвинению во взломе баз данных и мошенничестве с кредитными картами. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу отказался от обмена, поскольку Буркова решили выдать в США.
В ноябре семья Иссахар попросила израильский суд отменить экстрадицию Буркова в США и отправить его в Россию, либо приостановить процедуру выдачи до тех пор, пока не решится вопрос о возвращении на родину Иссахар. Выдача хакера была приостановлена.
Спустя несколько дней мать Наамы Яффа Иссахар отозвала прошение о приостановке экстрадиции. «После внимательного изучения проблемы я решила отозвать ходатайство. Наама не будет пешкой в игре русского хакера и его людей», — сказала женщина.
На апелляции в Московском областном суде адвокаты израильтянки говорили о нарушении права Иссахар на защиту — в ходе всего судебного разбирательства были серьезные проблемы с качеством перевода с английского на русский и наоборот.
Сама девушка продолжала говорить, что не собиралась покидать аэропорт и не имела доступа к багажу. Кроме того, она пояснила, что на протяжении всего расследовании ее позиция не была воспринята надлежащим образом. «Все было очень просто: я не покупала гашиш, я его не клала в сумку, он не имел ко мне отношения», — сказала девушка.
Но приговор оставили в силе: «Все доказательства, положенные в основу обвинения, получены в соответствии с законом. Право на защиту Наамы Иссахар не нарушено. Доводы защиты и Наамы Иссахар направлены на уклонение последней от уголовной ответственности. Приговор законный и обоснованный, отмене не подлежит».
Помилование
Во время визита в Израиль 23 января Владимир Путин встретился с матерью Наамы Яффой Иссахар. «Я встретился сейчас с мамой Наамы, для меня ясно, что Наама из хорошей и очень порядочной семьи. Мне известна позиция господина премьер-министра (Израиля), который просит принять соответствующее решение. Все это будет учтено при принятии окончательного решения», — сказал президент после встречи.
И Яффа Иссахар, и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху просили Путина помиловать Нааму. Израильские СМИ называли девушку «дипломатическим заложником».
Как писали издания, Израиль в обмен на девушку готов был передать России Александровское подворье в Иерусалиме. С 1917 года Александровское подворье принадлежит «Императорскому православному палестинскому обществу», зарегистрированному в Мюнхене. В России существует одноименная организация с таким же названием, которая оспаривает право собственности на подворье. Как сообщила израильская газета «Маарив» со ссылкой на документ и подтверждение высокопоставленного источника в Иерусалиме, передача действительно состоялась 30 декабря 2019 года. Россия, правда, отрицает, что это было связано с помилованием израильтянки.
Уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова посетила Иссахар в подмосковной ИК-1 и предложила помочь с ходатайством о помиловании. Тогда девушка сказала, что, по ее мнению, обращения ее матери и руководства Израиля достаточно для решения о помиловании.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отреагировал на эти слова израильтянки: «Все-таки у нас есть российские законы, и они должны исполняться. Пока сама девушка не обращалась с просьбой о помиловании. Как можно помиловать, если девушка не просит о помиловании? Должны быть какие-то формальности соблюдены, чтобы процесс пошел».
После этого Иссахар подала прошение о помиловании. Комиссия по вопросам помилования Московской области рекомендовала удовлетворить прошение — такое решение было принято единогласно.
29 января Путин помиловал Иссахар. В ночь с 29 на 30 января израильтянка покинула подмосковную ИК-1.