Адвокат Дмитрий Трунин рассказал «МБХ медиа» обстоятельства задержания и ареста активиста и главы отделения партии «Яблоко» из подмосковного Реутова Евгения Куракина. Несмотря на то, что недавно Евгения отпустили под залог в три миллиона рублей, его снова арестовали на два месяца, причем втайне от адвоката.
Уголовное преследование Евгения началось еще в 2012 году, как считает адвокат, из-за конфликта с местной администрацией. Активист Куракин баллотировался на выборах разных уровней, начиная от Мособлдумы и заканчивая муниципальными, ходил на митинги, работал наблюдателем на выборах, возглавляет реутовское отделение партии «Яблоко». В 2012 году на него завели уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ — «Мошенничество в особо крупном размере». Как рассказал адвокат, в то время Куракин был председателем независимого ТСЖ по адресу Парковая, дом 8. Проблемы начались после того, как Куракин отсудил у застройщика около 100 миллионов рублей в арбитражном суде в пользу товарищества — за некачественное строительство дома. Дизайнер по образованию, он обнаружил грубые нарушения строительных и санитарных норм, а также норм пожарной безопасности. Позже, по словам адвоката Трунина, конфликт с городской администрацией обострился из-за того, что в ТСЖ оказались самые низкие тарифы на ЖКХ.
«Тогда мэром Реутова был одиозный Александр Ходырев, ныне мэр Королева, а застройщики все связаны с местной властью. Ни мэру, ни застройщику взыскание и низкие тарифы не понравились, — говорит Дмитрий Трунин. — Это практически лишение коррупционной ренты компаний. Женя наступил на интересы строительной мафии и мафии, которая обслуживает жилищно-коммунальное хозяйство. Все это время он находится под прессингом правоохранительных органов».
Позиция обвинения не очень понятна, говорит Трунин. Евгения обвиняют в хищении денежных средств у ТСЖ, при этом, по словам Трунина, жильцы не выступали против деятельности Куракина в правлении — наоборот, все выигрывали от новых тарифов.
«Если бы обвинение на чем-то строилось, то дело уже давно передали бы в суд. Но с 2012 года расследуют непонятно что, доказательств не предоставляют, утверждают, что Женя не заплатил контрагентам за уборку, озеленение — но оплата подтверждается всеми материалами, — говорит Трунин. — Я в свое время служил в налоговой полиции, когда пошел этот беспредел с давлением на бизнес, я ушел. Там была такая поговорка: “Не ваша заслуга, что вы не сидите, это наша недоработка”. По этому принципу и работают правоохранительные органы».
Потерпевшим формально выступает ТСЖ, но в лице нового председателя, Тимофея Саматоева, как считает защита, аффилированного с администрацией, назначенного на эту должность, пока Куракин был под арестом. По решению суда в 2013 году ТСЖ ликвидировали, но, по словам Трухина, товарищество до сих пор фактически не ликвидировано и не исключено из реестра. Из-за этого жильцы не могут создать новое ТСЖ и управлять домом.
Как рассказывает адвокат, в 2012 году Куракина задержали и затем арестовали, в СИЗО он провел в общей сложности полтора года. Затем его перевели под домашний арест и выпустили под залог в три миллиона рублей в результате общественного давления. Но 7 июня 2019 года Евгения задержали снова, опираясь на рапорты пяти сотрудников полиции, которые утверждали, что он не отмечался, а значит, пытался скрыться. Задержали его в здании реутовской прокуратуры, куда Куракин пошел по общественным делам. В результате деньги, отданные в залог освобождения, конфисковали в федеральный бюджет, а меру пресечения 9 июня поменяли на арест на два месяца, не сообщив адвокату о заседании.
«Забрали три миллиона и сменили меру пресечения. Это были деньги, которые семья собирала всем миром, — говорит адвокат. — Использовали это дело, только когда надо было Евгения изолировать, например, его три раза задерживали именно в дни приезда губернатора Московской области. Евгений собрался на выборы в совет депутатов города Реутова, он гражданский активист, борется за парк, против стройки. Видимо, правоохранительные органы об этом узнали».
Адвокат рассказывает, что прибыл в Балашихинский отдел полиции и написал заявление, приложив ордер, с требованием предоставить документы и свидания с подзащитным.
«Никто никакую информацию не давал, несмотря на общественный резонанс. В моем заявлении указаны мои контакты, но у меня до сих пор нет ответа. Втайне от всех Евгения осудили в воскресенье, назначили какого-то адвоката вопреки его желанию — не обеспечили права на защиту, — говорит Дмитрий Трухин. — Ему не давали листочек, чтобы он написал ходатайство, не выслушали его, заседание было в закрытом режиме. Все было согласовано с судьей. Он находится в антисанитарных условиях, нет белья и элементарно мыла, такие пыточные условия».
Сейчас адвокат Евгения Куракина составляет апелляционную жалобу на арест. Мы будем следить за этим делом.