in

«Нести потери при штурме кому нужно?» Бывшие сотрудники спецназа и очевидцы — об уничтожении стрелка в Мытищах

Сотрудник правоохранительных органов в коттеджном поселке "Новые Вешки"
Сотрудник правоохранительных органов в коттеджном поселке "Новые Вешки". Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

В подмосковных Вешках 30 марта пенсионер Владимир Барданов на протяжении нескольких часов держал оборону на верхних этажах своего коттеджа и отстреливался от правоохранителей. В СМИ буквально сразу окрестили эту спецоперацию провалом: десятки сотрудников спецназа, Росгвардии, полиции не могли весь день совладать с пожилым мужчиной, пусть даже и хорошо вооруженным. «МБХ медиа» рассказывает, почему в этой истории все не так однозначно. 

«Первые взрывы от фейерверка не отличались»

Алексей Лавриков живет в поселке Вешки, буквально в ста метрах от дома Владимира Барданова, внутри и снаружи которого вчера развивались полноценные боевые действия. По словам молодого человека, коттедж пенсионера стоит особняком — за отдельным забором. Лично Лавриков с владельцем дома знаком не был, но знает, что многие их общие соседи отзывались о нем положительно: говорили, что мужчина был очень отзывчивым, всегда помогал, если его просили об этом. 

Сосед Алексей Лавриков
Сосед Алексей Лавриков. Фото: личный архив

«Ничто не предвещало беды. Он был абсолютно нормальным человеком, никто и подумать не мог, что это все может произойти», — рассказал «МБХ медиа» Лавриков. Мужчина не помнит, когда все именно началось, потому что в тот момент его не было дома. Однако уже в 11 часов утра, когда он возвращался к себе, на дороге стояли машины скорой помощи и несколько сотрудников полиции. Еще через полчаса — все было уже полностью оцеплено и перегорожено. 

«Дальше все очень стремительно развивалось, как в фильмах. Основная стрельба началась ближе к часу дня. Пошли взрывы, вспыхнул пожар, потом стало известно, что это в доме у Барданова загорелся арсенал. На удивление мне страшно не было. Первые взрывы ничем от фейерверка не отличались, — вспоминает молодой человек. — Их было очень много, они шли один за другим, несколько часов оттуда доносились хаотичные звуки выстрелов. Было ничего непонятно, даже несмотря на то, что какой-то кусок происходящего был виден из окна». 

В том, что спецоперация продолжалась несколько часов подряд, Лавриков не видит ничего странного. «Я читал в новостях, что Владимир взорвал лестницу на верхние этажи, чтобы выиграть время и задержать силовиков. К нему просто физически не могли подобраться», — рассказал очевидец.  

Решение на уничтожение

Никаких претензий к действиям спецназа нет и у Сергея Гончарова, президента международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». «Росгвардейцы вошли для проведения осмотра здания и получили в ответ автоматные очереди и бросание гранат. После чего они поняли, что это не просто какой-то нарушитель, а именно отморозок, который способен сразу убить или застрелить», — сказал Гончаров. По его словам, в таких случаях главная задача, которая стоит перед силовиками — обеспечение безопасности граждан рядом с местом происшествия. 

Президент международной ассоциации ветеранов спец.подразделения «Альфа» Сергей Гончаров (слева)
Президент международной ассоциации ветеранов спец.подразделения «Альфа» Сергей Гончаров (слева). Фото: Агентство «Москва»

Узкие окна трехэтажного дома с высокой долей вероятности могли помешать работе снайперов. Гарантий, что у Барданова не было взрывных устройств, на тот момент не могло быть. «Было принято совершенно правильное решение его оттуда выкуривать. После того, как наступила темнота и спецназовцы поняли, что теперь можно действовать более свободно под прикрытием, они обстреляли чердак, — пояснил действия силовиков Гончаров. — Оперативный штаб посчитал, что тот отморозок будет сопротивляться до конца. Решение было принято однозначное — на его уничтожение».

Слова людей, далеких от службы, о том, что эту спецоперацию можно было провести за полчаса, у Гончарова вызвали удивление. 

«Кто-то говорит “А вот надо было получить какую-то информацию от него”. Вы знаете, никакая информация не будет важной, если кто-то погибнет из сотрудников спецназа. Обыватель говорит, что можно было идти напролом. Я еще раз повторю: его жизнь уже ничего не стоила, а наши офицеры должны дорожить своими жизнями». 

Аналогичной точки зрения придерживается и бывший инструктор спецназа Александр. По его словам, в штурме в этой конкретной ситуации не было никакого смысла. 

«Нести потери при штурме кому на сегодняшний день нужно? Это чревато большим горем и большими проблемами, поэтому этого максимально стараются избежать. Если идет речь о терроризме, то надо разумно подходить. Ну, ворвутся к нему сотрудники, нажмет он на кнопку, и погибнет человек десять, а не он один, — утверждает Александр. — Спецоперации и гораздо дольше длятся. Ведь она предполагает сбор данных, разведку, там же создается целый штаб, а не просто пришли и выбили дверь, заломали руки человеку. Собственно говоря, по имеющейся информации о том, что человек профессионально занимается торговлей оружия, понятно, что он подготовлен: и решетки мог поставить на окна, и двери металлические. Их так быстро не спилить». 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.