Центризбирком не прописал положения об агитации перед голосованием о поправках в Конституцию ни в законе, ни в положении о проведении голосования — там предусмотрено только информирование. Но граждане начали обращать внимание, что одним информированием дело не ограничилось — билборды, печатная продукция в виде объявлений или брошюр, ролики по ТВ в интернете начали активно распространяться за несколько недель до референдума.
И все они — с завуалированным, а иногда прямым призывом сказать «да» поправкам или хотя бы просто прийти проголосовать. Агитация «против» фактически осталась под запретом — активистов задерживали по формальным поводам и не позволяли высказывать свое мнение.
Рассказываем, как в России нарушается принцип равенства и как наказывают за призывы сказать «нет» — от надуманных протоколов до побоев.
В Петербурге Центр «Э» ворвался в типографию и задержал троих активистов, которые печатали в ней стикеры с надписями: «Не дай себя обмануть», «НЕТ» и «Вечное правление Путина?». На всех троих активистов полицейские составили протоколы по статье 5.12 КоАП — «Изготовление или распространение агитационных материалов с нарушением требований закона в период выборов и референдумов». Есть ли в агитации оскорбление властей, разберутся эксперты-лингвисты СпбГУ. Владельцу типографии силовики намекнули, что «нужно смотреть, что печатаешь».
«Свобода» выражения мнений
Организаторы кампании «НЕТ!», которые выступают против внесения поправок, потребовали от ЦИК обеспечить равные возможности для проведения агитации перед голосованием. Они написали в центральную комиссию письмо, в котором указали, что гражданам закрыт доступ к эфиру телеканалов, уличным и другим формам агитации. На всех этих платформах активно ведется агитационная кампания за поправки. У сторонников протестного голосования нет и не было возможности высказать свои аргументы и призывать граждан голосовать против.
Сопредседатель ассоциации «Голос» Юрий Гурман рассказал «МБХ медиа», что агитация «за» в основном проводится со стороны органов власти и самоуправления, а самое главное — с использованием ресурсов, которые принадлежат всем налогоплательщикам. «Если органы власти ведут агитацию и информирование в поддержку поправок с использованием общественных ресурсов, то, соответственно, граждане, у которых другая позиция, вправе рассчитывать, что им будет позволено за счет тех же ресурсов вести информирование против поправок, То есть должен соблюдаться принцип равенства», — заявляет эксперт. Но этого не происходит — принцип равенства не соблюдается.
Как рассказала «МБХ медиа» юрист «Правозащиты открытки» Анастасия Буракова, вся процедура голосования в принципе лежит вне правового поля, поэтому на нее не распространяются гарантии и ограничения, которые относятся к выборам и референдумам. «“Уникальная процедура”, как это называет ЦИК, на деле придумана для того, чтобы избирательные комиссии могли беспрепятственно вести агитацию, на участках присутствовали только “свои” наблюдатели, а противникам поправок не предоставлялась равная возможность выразить свое отношение», — сообщила Буракова.
Демонически тупая агитация ЗА ЗА ЗА ЗА ПОПРАВКИ ДА ДА ДА СЕКТОР ПРИЗ заполонила вообще все. «Голосование по вопросу одобрения изменений», абсолютная сорокинщина pic.twitter.com/kyKHUYVey1
— borodikhin (@gjardharr) June 20, 2020
Принцип свободы слова, закрепленный в Конституции, гарантирует свободу выражения мнений, поэтому каждый гражданин может вести агитацию против поправок, отмечает Гурман. Но тех, кто агитирует не идти на голосование, не признавая его легитимным, или призывают голосовать против, задерживают полицейские. При этом, доставив в отдел, не всегда могут придумать, по какой статье составить протокол и иногда отпускают активистов без них.
Так в Москве 19 июня полицейские задержали активистку «СоцФем Альтернативы» Марту Хромову и члена студенческого профсоюза Community Ивана-Даниэля Стрельцова. Они расклеивали листовки против поправок к Конституции. Их отпустили из отделения без составления протокола.
23 июня в Петербурге задержали пятерых человек, которые стояли в одиночных пикетах, призывая голосовать против поправок. Один из активистов, Даниил Никитюк, рассказал «МБХ медиа», что полиция приехала через 15-20 минут после того, как они встали с плакатами. Учитывая время задержания, их продержали в полиции около четырех часов. «В основном из-за того, что никто не знал что с нами делать и по какой статье нас оформлять. Сотрудники постоянно кому-то звонили и спрашивали, что с нами делать», — сообщил Даниил. В итоге на активистов составили протоколы по статье 20.6.1. КоАП — «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения». «Плакаты не изъяли, так как, видимо, это был их первый раз», — заключил Никитюк.
Вот вам кусочек видео, за съёмку которого меня задержали. pic.twitter.com/ZqfkZQyajB
— Danny Nikityuk (@notavail4ble) June 23, 2020
Как могут наказать за агитацию против
Законных оснований как-то пресечь или наказать тех, кто ведет агитацию против поправок, не существует, отмечает Юрий Гурман. В каждом случае нужно разбираться отдельно, но, как указывает сопредседатель «Голоса», легко могут задержать по формальным причинам. «Выходя агитировать, важно помнить, что есть в стране система ограничений, связанная с публичными мероприятиями, с вывешиванием агитации в местах частной собственности. Все остальное — условно допустимо, и преследование непосредственно за агитацию и содержание агитационных материалов, если в них нет оскорблений или иных правонарушений, то агитация вполне законна», — рассказал эксперт. Это касается и агитации с призывом не приходить на голосование, не признавая его легитимным, и к агитации голосовать «против».
Анастасия Буракова подтвердила, что власти пытаются пресекать такую агитацию по «политическим» мотивам: нарушение правил благоустройства при расклейке листовок или запрет на публичные мероприятия в рамках антикоронавирусных мер при раздаче листовок или на пикетах.
Это Питер, детка! pic.twitter.com/3I0tIk5lbE
— Сергей Кузин (@kuzinsergei) June 19, 2020
Так, за расклейку агитации против поправок в Пензе задержали депутата городской думы от КПРФ Александра Рогожкина и члена Ленинского коммунистического союза молодежи Александра Ермакова. Полицейские сообщили задержанным, что расклеивать листовки запрещено, и удерживали их силой до приезда некой «группы». В итоге на Рогожкина и Ермакова составили протоколы по статье 20.6 КоАП (нарушение режима «самоизоляции»). Также у них изъяли листовки с надписью «Нет путинским поправкам, нищете, диктатуре, разрухе».
21 июня в Котласе Архангельской области полицейские задержали четверых участников одиночных пикетов с плакатами «Лучшая поправка — Путина отставка». Их обвиняют в проведении несанкционированного митинга и нарушении «самоизоляции».
Активистов даже бьют за агитацию «против». В Петербурге избили члена территориальной избирательной комиссии (ТИК) Евгения Смирнова. По его словам, нападавшие кричали: «Предатели!» и «Мы за Путина!» У Смирнова диагностировали гематому левого глаза, рассечение нижнего века, гематому черепа и рассечение губы с внутренней стороны.
Член ТИК Ольга Никишина заявила, что ее избили прямо в здании управы Нижегородского района Москвы. По словам Ольги, ее не пускали на рабочее место как гражданского активиста, принимающего заявления на голосование. Перепалка с сотрудниками управы переросла в драку. Никишина утверждает, что на нее набросилась волонтер Вера Борисова и стала ее избивать. Позже Борисова написала заявление в полицию на Ольгу Никишину. Ольга боится, что на нее могут завести уголовное дело, хотя у нее остались синяки, царапины и разбитые телефон и очки.
Но есть и примеры, когда у активистов не возникало проблем с полицией и никого не задержали. Активист Дима Миронов нарисовал плакаты с призывом сказать «нет» поправкам и вместе с Васей Радаевым они раздавали их на улицах Москвы и развешивали в публичных местах. Они заходили в открытые подъезды, срывали агитки с призывом «да» и вешали свои плакаты на оставшийся скотч. Также активистам удалось повесить плакаты в некоторых заведениях — книжном магазине «Ходасевич» и магазине одежды «Feelosophy».
«В целом люди в заведениях реагировали хорошо. Те, кто не могли повесить, начинали оправдываться типа “ну да, конечно, мы проголосуем против, но повесить не можем”. Все, кому мы отдали плакаты, обещали повесить в подъездах своих домов, не знаю, так ли это», — рассказал «МБХ медиа» Вася Радаев.
Посмотреть эту публикацию в Instagram