Проект приказа Минздрава России предусматривает посещение пациентов в больницах только родственниками, членами семьи или законными представителями. Общественное обсуждение приказа заканчивается 3 января. Благотворительные фонды считают его нарушением прав пациентов — одинокие люди в больницах фактически могут остаться без посетителей.
Что хотят изменить
Федеральный закон «Об охране здоровья граждан в РФ» гарантирует возможность посещения больных людей членами семьи и законными представителями. В то же время, не существует отдельного документа Минздрава, регламентирующего общие требования к организации таких посещений. Поэтому больницы самостоятельно утверждают правила посещений, что иногда становится почвой для коррупции — чтобы попасть к больному, его знакомым приходится платить деньги. Новый приказ призван заполнить эти пробелы. Предложения и отзывы на законопроект можно направить до 3 января 2020 года.
Если приказ в том виде, в котором опубликован, вступит в силу, навещать пациентов в стационаре смогут только родственники и члены семей либо законные представители. Допускать к больному будут только с учетом его состояния, соблюдения противоэпидемического режима, а также интересов других людей, находящихся в больнице и медработников.
Также для посещения будет необходимо согласие пациента или законного представителя, если больной не сможет выразить его самостоятельно. Посещение пациента в тяжелом состоянии в палате реанимации или интенсивной терапии в ночное время остается на усмотрение заведующего отделением. Документ запретит навещать пациентов в боксированных отделениях, в период карантина и во время медицинских процедур, когда больному ставят катетер, делают перевязку и т.п.
Специальную одежду для посещения, бахилы, халат и шапочку посетителям будут выдавать в больнице. Только два визитера смогут находится в палате одновременно.
Что не так с приказом
Фонд помощи хосписам «Вера» совместно с благотворительным фондом Константина Хабенского и фондом «Детский паллиатив» готовит свои поправки к приказу. Представители фондов отмечают, что в нем некорректно сформулированы сведения о режиме посещений — визиты ограничены «в ночное время или иной период времени». Не описано, кто должен учитывать обстоятельства, связанные с состоянием пациента и соблюдением противоэпидемического режима.
В фондах считают, что соблюдение посетителями общих требований нужно вынести в отдельный пункт и указать, что медработники обязаны ознакомить посетителя с ними, а посетители — дать согласие на их соблюдение.
Благотворители настаивают, что было бы гуманно разрешить круглосуточное посещение пациентов, находящихся в критическом состоянии в реанимации, — с согласия заведующего отделением или дежурного врача.
Фонд также обращает внимание на ограничение посещения пациентов не их родственниками или законными представителями:
«То есть ни друзья, ни соседи или коллеги, ни гражданские мужья и жены больше не вправе навещать человека в больнице».
Но исправить эту ситуацию, как отмечалось ранее, можно, внеся поправки в федеральный закон.
«Мы очень часто, увы, становимся свидетелями трагедий, когда тяжелобольные дети не могут находиться рядом с родителями в то время, когда они им особенно нужны. Причем речь идет не о несовершеннолетних, а взрослых, которым разрешают побыть рядом с близким человеком всего несколько минут в день или не пускают вовсе. Или люди, находящиеся в гражданском браке, вынуждены в одиночестве страдать в реанимации, потому что те, кто заботился о них дома, не имеют формальных прав на посещение. В итоге человек уходит из жизни в окружении совершенно чужих людей, хотя мог бы провести последние мгновения держа за руку любимого или любимую. Это прямое нарушение прав человека», — указывают в фонде «Вера».
Елена Альшанская также отметила, что приказ в нынешнем виде не защищает права пациентов и может сильнее ограничить доступ как в реанимацию, так и в любые отделения всех больниц по стране. По ее мнению, важнее всего то, что в нем оговорено только посещение родственников, а визиты не-родственников не предполагаются, что может привести к ситуации, когда человек в тяжелом состоянии окажется без шанса поддержки близких или даже не сможет с ними попрощаться. «Поэтому тем, кто близко не общается с родными, или у кого они умерли, но есть близкий круг друзей, светит полное одиночество в больнице на всех этапах госпитализации», — отмечала глава благотворительного фонда.
«И иные лица по согласованию с пациентом»
Сегодня стало известно, что представители Минздрава, общаясь с главой благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Еленой Альшанской, пообещали учесть все обсуждения и в пункт, где перечисляются те, кто может посещать больного в стационаре, добавить фразу «и иные лица по согласованию с пациентом». Что конкретно сообщили Альшанской в Минздраве, глава фонда отказалась рассказать «МБХ медиа».
Врач-психотерапевт высшей категории Александр Федорович в разговоре с «МБХ медиа» подтвердил, что администрация клиники самостоятельно устанавливает свои правила, регламент, определяющий время посещения. Есть в нем и жесткие установки, например, что в зависимости от отделения в него пускают не более одного или двух человек одновременно. К тому, чтобы пускать в реанимацию сам Федорович относится неоднозначно. Он за допуск родителя в детскую реанимацию, но против допуска во взрослую из-за специфики отделения — посетители могут усложнить работу специалистов.
Врач отмечает, что друзья и родственники могут приходить в общий холл больницы в любом количестве. Федорович считает, что в этом случае какой-то регламент будет бессмысленным. «А вход в отделение должен как-то регламентироваться. Администрация клиники — вполне адекватные люди, которые могут адекватно этот регламент устанавливать в зависимости от времени суток и времени года», — сказал Федорович.