in

Нервный срыв или дедовщина? Что известно о деле Рамиля Шамсутдинова спустя почти год

Рамиль Шамсутдинов. Фото: тг-канал Baza

Солдат-срочник Рамиль Шамсутдинов признал вину в расстреле сослуживцев в Забайкалье. Вспоминаем, что известно о его деле. 

25 октября 2019 года в воинской части в поселке Горный Забайкальского края рядовой Рамиль Шамсутдинов открыл огонь по сослуживцам из автомата во время смены караула. На месте погибло семь человек — два офицера и шестеро срочников и контрактников, восьмой скончался в больнице. Еще двое получили ранения. СК возбудил уголовное дело ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство двух или более лиц). Его дело рассмотрит суд присяжных. 

Следствие считает, что причиной преступления стали «личные неприязненные отношения, основанные на неуставных взаимоотношениях между военнослужащими». В Минобороны заявили, что у Шамсутдинова был конфликт с одним из офицеров. «Версии о неуставных взаимоотношениях, избиениях и других видах физического насилия не нашли подтверждения. Но повышенная психическая нагрузка, испытываемая военнослужащими в ходе несения караульной службы, могла способствовать переходу межличностного конфликта к действиям, приведшим к трагедии», — заявили в ведомстве. По другой версии Минобороны, Шамсутдинов мог открыть огонь по сослуживцам на почве нервного срыва из-за личных проблем. 

Рамиль Шамсутдинов. Фото: mig41 / Telegram

По мнению адвокатов и родственников Шамсутдинова, причина была другая. Председатель Комитета солдатских матерей Забайкалья Валентина Мордова рассказала о дедовщине в части: «Его заставили устав учить и туалет драить. Он подраил, но старший лейтенант сказал, что плохо убрано, и начал его головой в унитаз опускать, а парень сопротивлялся». С этой версией согласился и отец Шамсутдинова: «Что его могло вывести? Сразу понятно — дедовщина, постоянные длительные издевательства над ним. Довели его до такого состояния». 

Сам Шамсутдинов объяснил, что к преступлению его подтолкнула угроза изнасилования. «В тот день они пообещали меня опустить. Так и сказали, предупредили, что типа изнасилуют. Лейтенант в тот день мне сказал, что все, понимаешь, после караула все будет. Всех молодых других до меня уже опускали, я знаю. А в этот вечер, значит, моя очередь — мне деваться некуда было, что мне делать?». 

Валентина Мордова «вторая слева». Фото: пресс-служба Минобороны РФ

В декабре 2019 года Шамсутдинов стал потерпевшим в деле о нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими (статья 335 УК РФ). Его адвокат Руслан Нагиев тогда же рассказывал: «Я был в СИЗО и пообщался с Рамилем. Он сказал, что видел в этой части за весь период службы избиения и издевательства. Например, кто помыл унитаз, тот до самого дембеля его будет мыть, никакого графика. Перед самим расстрелом Шамсутдинов не спал трое суток, так как был на боевом дежурстве. Офицеры ему не давали спать и грозили окунуть головой в унитаз». Адвокат добавил, что Шамсутдинов действовал бессознательно и не помнит, как перелез через колючую проволоку во время побега. Обвиняемым делу о неуставных взаимоотношениях проходил сослуживец Шамсуидинова Руслан Мухатов. В марте 2020 года его приговорили к двум годам условного срока.

На сегодняшний день Шамсутдинов уже девять месяцев находится в СИЗО. Предварительное заседание по его делу назначено на 29 сентября 2020 года. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.