Россия и Белоруссия разрешили самый спорный вопрос на пути интеграции двух стран, сообщает РБК со ссылкой на источник. Белоруссия все-таки получит субсидию в размере около 1,5 миллиардов долларов. Это будет обратный акциз для белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) — компенсация за проведение налогового маневра в нефтяной отрасли России. Эксперты считают, что таким образом Россия помогает избежать Белоруссии экономической катастрофы, тем самым обеспечив переизбрание Лукашенко в следующем году.
Потери Белоруссии от налогового маневра в нефтяной отрасли России — один из главных вопросов при обсуждении дорожной карты углубленной интеграции России и Белоруссии в рамках договора о союзном государстве.
Налоговый маневр — внутрироссийская реформа, которая предполагает снижение экспортной пошлины на нефть с 30% до нуля в течение шести лет, начиная с 2019 года. Вместо этого должен вырасти налог на добычу полезных ископаемых. Таким образом экспортные цены на нефть должны сравняться с ценами внутри страны.
Ранее Белоруссия получала нефть без пошлин по внутрироссийским ценам: разницу компенсировала Россия через скрытую субсидию, объем которой за 2018 год составил 4,3 миллиарда долларов — 8% белорусского ВВП. Налоговый маневр в нефтяной сфере за счет повышения налога на добычу полезных ископаемых угрожал Белоруссии потерей 10 миллиардов долларов за 6 лет, а за первый год маневра стоил стране 1% ВВП.
Во избежание слишком сильного роста цен на бензин в России для российских НПЗ ввели компенсационный обратный акциз. Теперь белорусские НПЗ получат такую же компенсацию.
Это означает, что в таких условиях российская сторона воспринимает белорусские НПЗ как часть общего рынка, построение которого предполагает интеграция между странами, рассказал «МБХ медиа» белорусский экономист Дмитрий Болкунец.
Российский налоговый маневр был главным риском для белорусской экономики, указывали экономисты МВФ и Всемирного банка. Без компенсации Белоруссию ждет падение экономики, сообщал МВФ. С 2005 по 2015 года Россия прямыми и косвенными субсидиями, а также кредитами влила в белорусскую экономику около $106 млрд, посчитал МВФ, что составляло от 11% до 27% белорусского ВВП в разные годы.
Для белорусской экономики такая сумма очень важна, рассказал «МБХ медиа» Болкунец: «За год Белоруссия должна отдать внешнего долга на сумму около четырех миллиардов долларов. Для этого более 500 миллионов долларов сейчас взяли у Китая. При этом ранее Лукашенко требовал от правительства не брать у России кредиты. Тем не менее Белоруссия практически ежегодно берет кредиты на определенные суммы. Обратный акциз — это также замена “перетаможки” нефти, которая приносила около 1,5 миллиардов долларов и позволяла Белоруссии зачислять в свой собственный бюджет доходы от нефтяной отрасли. Эта сумма составляет 2,5% ВВП Белоруссии. Также Белоруссия на перепродаже российской нефти ежегодно получает до пяти миллиардов долларов — в зависимости от года и стоимости нефти на мировых рынка».
Пройден важный рубеж перед следующими переговорами Владимира Путина и Лукашенко в Санкт-Петербурге: «Это решение означает, что переговорный процесс по углубленной интеграции подходит к своему логическому завершению. Такой вариант был выбран для того, чтобы белорусская сторона перестала скандалить в информационном пространстве».
Белоруссия начнет получать компенсацию после 2022 года, когда страны должны унифицировать Налоговый кодекс, так как вопрос налогообложения — один из камней преткновения при переговорах об интеграции: «За счет российских субсидий и перекредитования Белоруссия очень много вливает в сельское хозяйство, из-за чего возникают конфликты с российскими фермерами в приграничных районах. В Смоленске сельхозпродукты стоят дороже, потому что белорусское правительство заливает колоссальные средства для поддержки отрасли. Задача углубленной интеграции — привести законодательство к какому-то единому знаменателю, чтобы не было неравных условий хозяйствования. Тогда споров “сколько можно кормить Беларусь” не будет», — говорит Болкунец.
В последнее время граждане России действительно задаются вопросом, зачем “поддерживать и кормить” Белоруссию и Лукашенко, если он постоянно скандалит и толком не поддерживает Россию на внешней арене, признает Болкунец: «Надо понимать, что Белоруссия для России важный внешнеполитический игрок. Россия, поддерживая сотни тысяч рабочих мест в Белоруссии, предотвращает гуманитарную катастрофу, которая могла вылиться в отток рабочей силы из Белоруссии, что, кстати, и происходит. В России работает около 700 тысяч белорусов, потому что для них на родине нет работы. Таким образом Россия решает политическую и морально этическую проблему поддержки бывших соотечественников».
«Сейчас эти субсидии — большая нагрузка на российский бюджет. Если посмотреть на объем прямых и косвенных субсидий, который получает Белоруссия, то она в несколько раз обходит Чечню и Дагестан. Также Белоруссии необходим доступа на российский рынок, где у нее нет ограничений», — сказал Болкунец.
«Фактически обеспечиваем переизбрание Лукашенко и продолжение его династии», — сказал «МБХ медиа» политолог и замдекана факультета мировой экономики и международной политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев, проработавший в Белоруссии с 1993 по 2006 год.
В декабре в Минске прошла протестная акция против интеграции с Россией, на которую вышло около тысячи человек.
Агентство Bloomberg со ссылкой на источники писало, что Путин хочет остаться у власти после 2024 года, возглавив новое объединенное государство России и Белоруссии. Лукашенко в последнее время неоднократно подчеркивал, что он не собирается отказываться от суверенитета страны. «У нас на сегодняшний день не стоит вопрос об объединении в одно государство, речь идет о реализации договора о создании Союзного государства. Это не одно государство, это не одно и то же. Ну, там много элементов, вплоть до создания союзного парламента, введения общей валюты, единой валюты и так далее», — говорил Путин.
Белорусский политический аналитик Александр Класковский считает, что Россия на самом деле хочет намертво привязать к себе Белоруссию, а поскольку экономика страны, «как наркоман», зависит от поддержки России, Лукашенко вынужден вступать в рискованные для суверенитета страны переговоры.