В Обнинском суде 20 марта прошло заседание по делу главы местного отделения движения «За права человека» Татьяны Котляр. Ее обвиняют в фиктивной регистрации иностранных граждан: по версии следствия, она с корыстной целью прописала в одной из своих квартир 109 иностранцев. Это не первое дело в отношении правозащитницы: раньше ее судили по той же статье за прописку беженцев из Украины и русских переселенцев, но из-за амнистии и истечения сроков давности наказания отменяли.
Если Котляр признают виновной, она не сможет баллотироваться на пост уполномоченного по правам человека в Калужской области: 21 марта должно пройти заседание Калужского заксобрания, на котором планируют ввести такие ограничения. Соратники Котляр уверены: помощь беженцам была бесплатной, а сама правозащитница работала в рамках государственной программы переселения.
В здании бывшего детского сада на окраине Обнинска суд можно найти лишь по красным надписям на фасаде: рядом с входом в участок можно найти лыжную секцию и ортопедическую клинику. На входе в здание суда дежурит строгий судебный пристав, который предупреждает каждого гостя об ответственности за фотосъемку и просит выключить телефоны. Запуск гостей прерывается из-за спора пристава с соратницей Котляр: в прошлый раз она сделала селфи в коридоре, пристав об этом узнал и пригрозил ей протоколом.
Поддержать обнинскую правозащитницу пришли 10 человек, в их числе — беженцы, которые с ее помощью обосновались в России. Гостей встретила сама Котляр, и некоторым из них даже предложила денег на дорогу. Несколько минут спустя из кабинета аппарата суда, прихрамывая, вышла секретарь, и пригласила всех в зал. За ней вошла судья Евгения Овчинникова. «Судья эта такая, вредная… Пару лет назад у многодетной матери из России кончилась регистрация, ей она нужна была для льгот. Так Овчинникова отказалась ее продлевать, и только с кассацией удалось это отменить», — говорит мне соратница Котляр, приехавшая из Харькова.
Первым делом судья Овчинникова объявила о замене прокурора, затем запретила фотосъемку и потребовала выйти мужа Котляр, Антона Немировского. По словам судьи, Антон Казимирович стал свидетелем обвинения, несмотря на отказ от дачи показаний, и вместе с гостями находиться в зале не может. «Идите, посидите в коридоре», — проводила Овчинникова пожилого мужчину с тростью.
Это уже четвертое заседание в рассмотрении дела по существу. Первые два прошли в закрытом режиме, но никто не знает, из-за чего. На первом заседании определили порядок: сначала опросят свидетелей обвинения, затем изучат письменные доказательства, после чего выслушают саму подсудимую. «Мы просили разрешить выступить свидетелям защиты, но судья как-то ушла от ответа», — говорит знакомая Котляр.
На этом заседании опрашивали свидетелей обвинения. Первой пригласили соседку Котляр Марию Ларину: она сказала, что в квартире правозащитницы, кроме ее семьи, никто не жил «последние лет 15». Следующим пригласили свидетеля Бадретдина Абдуллаева, который приехал в Обнинск к дочери в 2015 году, встал на учет с помощью Котляр и через два года получил российское гражданство. Вопросы у судьи возникли на этапе установления личности: свидетель сказал, что живет в Обнинске, хотя прописан в Боровском районе.
— Почему вы живете не по месту прописки?
— Там невозможно жить, у нас пока даже газа нет. Жилье не готово.
— А зачем тогда прописались?
Абдуллаев рассказал, что кроме него никто в этой квартире не жил, но он знал о прописанных: ему постоянно приходили письма, которые он передавал Котляр. За квартиру он не платил, оплачивая только коммунальные услуги. Следом пригласили сотрудницу миграционной службы, которая пожаловалась на мигрантов, которые не знают, что находится рядом с местом их прописки. Несколько минут ушли на выяснение подробностей переезда миграционной службы. После этого судья объявила перерыв.
Как рассказали мне гости заседания, в Обнинске есть два варианта легализации мигрантов и беженцев: либо приезжие платят за фиктивную регистрацию, либо им безвозмездно помогает Татьяна Котляр. «Она работала над третьим вариантом, — рассказывают активисты, — Как в Калининграде, например. Туда тоже много беженцев из Украины приехало, власти там открыли специальный центр, где всех прописывают». По словам соратников Котляр, в миграционной службе переселенцам предлагают связаться с «каким-то Арсеном», который за 10-15 тысяч с человека делает им фиктивную регистрацию. Организаторов фиктивных регистраций тоже наказывают, некоторым даже дали реальные сроки — «чтобы неповадно было».
Закончилось заседание приглашением мужа Котляр, Антона Немировского. Как и на предварительном заседании, он отказался от дачи показаний, но при этом сидел до конца. Из-за болезни троих свидетелей судья решила отложить заседание до понедельника, 25 марта.
Завтра, 21 марта, правозащитница должна выехать в Калугу — на выборы Уполномоченного по правам человека в области. В выборах участвуют всего двое: действующий омбудсмен Юрий Зельников и сама Котляр. «Она уже была подозреваемой, когда принесла документы. Когда она принесла документы, законодатели глаза вытаращили и сказали: “это ваш последний шанс, Татьяна Михайловна, больше у вас так не получится”» , — говорит подруга Котляр.
Сама правозащитница уверена, что ее признают виновной и назначат реальное наказание. Тем не менее, она собирается обжаловать приговор и дойти до Европейского суда — тем более, что две других жалобы уже принимали к рассмотрению.