in

«Неопределенный круг лиц». Как связано дело Леонида Волкова и обыски студенческого журнала DOXA?

Суд над редакцией DOXA
Суд над редакцией DOXA. Фото: Дмитрий Ребров / "МБХ медиа"

Утром в среду, 14 апреля, к четверым сотрудникам студенческого интернет-журнала DOXA, созданного учащимися НИУ ВШЭ и нескольких других вузов Армену Арамяну, Владимиру Метелкину, Наталье Тышкевич и Алле Гутниковой домой с обыском пришли силовики, а вечером суд назначил им «запрет определенных действий», равносильный домашнему аресту. В течение всего дня «МБХ медиа» следило за развитием ситуации. 

Обыски

Помимо обысков у журналистов, обыск прошел и в редакции издания. Следственные действия были связаны с публикацией видео в поддержку студентов с призывом не бояться угроз отчислением за участие в митингах со стороны администраций вузов. Видео сотрудники журнала ранее уже удалили по требованию властей.  

Данное видео еще 26 января, по сообщениям редакции, оказалось внесено Роскомнадзором в реестр запрещенной информации. Тогда в документе, полученном журналистами, чиновниками ведомства было указано, что ролик, настаивавший на незаконности отчисления студентов за участие в протестах, содержал призывы к участию несовершеннолетних в противоправных действиях «представляющих угрозу для их жизни и здоровья». 

Судя по сообщениям в телеграм-канале издания, нынешнее уголовное дело, в рамках которого состоялись визиты силовиков, действительно было заведено по ст. 151.2 УК РФ («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего»), эта статья допускает наказание до 3 лет лишения свободы. 

Результаты обыска в редакции DOXA
Результаты обыска в редакции DOXA. Фото: DOXA

По следам обысков редакция уже успела выступить с заявлением, что «давление, с которым столкнулось журналистское сообщество в последнее время — беспрецедентно», но издание не прекратит свою деятельность и продолжит освещать «то, что важно для молодых людей», равно как и «отстаивать их права».

«Мы не ожидали никаких проблем, и сказать, из-за какой публикации, кроме уже удаленного ролика, к нам пришла полиция, сложно», — сказала утром «МБХ медиа» Екатерина Мартынова, одна из редакторов издания. 

Стоит отметить, что как минимум по одному из адресов правоохранители во время обыска не допустили адвоката — Леонида Соловьева просто вытолкали из помещения.

«Собственно Армен Арамян был задержан в редакции, где он спал. Я туда прибыл уже после начала обыска, документов, ордера у полицейских не было, в итоге меня просто столкнули с лестницы», — рассказал Соловьев «МБХ-медиа». 

К родственникам двух задержанных, Аллы Гутниковой и Армена Арамяна, в тот же день также пришла полиция. У родителей Армена силовики забрали телефоны, а у младшей сестры — ноутбук. К 12 часам дня всех четверых задержанных доставили в Главное следственное управление СК на допросы и стало известно, что заседание по избранию меры пресечения состоится в Басманном суде. Почти сразу же редакция студенческого медиа выступила с призывом к читателем придти под стены суда — поддержать задержанных сотрудников. 

Уже за час до заседания на узком тротуаре возле суда было около двух сотен молодых людей. Еще через некоторое время туда же приехал традиционный в таких случаях автозак. 

Мимо очереди журналистов к залу суда протиснулась с заплаканными глазами мать Армена Арамяна, сотрудник суда отказывался ее пускать: «Нужны документы, подтверждающие, что вы родственник. Звоните домой, чтобы прислали», — грубо командовала сотрудница у рамки металлоискателя. «Как мы будем звонить если у нас сегодня все телефоны изъяли?», — удивлялась та. 

Кто-то из сторонников стоял в радужной футболке «Доксы»: «Интересно, с таким флагом меня пустят?» — «Надень лучше сверху худи». — «Там не спине у меня что-то про «Московское дело» написано, это еще хуже».

Уже аккредитованных журналистов долго не пускали в зал, представитель Гутниковой в половине четвертого объяснила причину задержки: ждали, пока адвокаты ознакомятся с делом. Впрочем, до шести вечера суд так и не начался: «Специально тянут время, чтобы журналисты разошлись», — предположила вышедшая на минуту на улицу представительница Гутниковой.

Интересно, что судьей, призванной рассматривать дело в отношении пресечения Аллы Гутниковой и Армена Арамяна, оказалась Наталья Дударь, известная по делам ЮКОСа (она санкционировала и продлевала аресты Платона Лебедева и Алексея Пичугина), делу против Алексея и Олега Навальных, Ильдара Дадина и Егора Жукова.

Суд

Заседание началось только после семи. За несколько минут до его начала задержанных вывели к журналистам, но задать вопросы не дали.

«Так сегодня весь день, нам не дают даже близко подойти, встали в два ряда и отгородили», — вздыхала в коридоре мать Армена Арамяна, Марина Арамян.

По ее словам полиция, пришедшая утром к ней домой и изъявшая технику, как и во время редакционного обыска не имела на то ордера. «Они сказали, что могут и без него, если оформят его в течение 24 часов после, так что вообще без объяснений и оснований вошли в квартиру, отобрали телефоны и компьютер, равно как и самого сына они задержали без каких-либо на то бумаг», — объяснила она «МБХ медиа». 

Журналисты перед зданием Басманного суда
Журналисты перед зданием Басманного суда. Фото: Дмитрий Ребров / «МБХ медиа»

В суде следователь сообщил, что дело, о котором идет речь, было заведено 22 января 2021 года. Видеозапись обращения редакции призывала студентов и несовершеннолетних школьников участвовать в акциях в поддержку Алексея Навального — тут следователь сослался на результаты экспертизы ролика, подтверждающей эту версию. 

Всем четверым меру пресечения следователь попросил в виде «запрета определенных действий»: с 00 по 23:59 выходить из дома, отправлять корреспонденцию и использовать любые средства связи, а также общаться с кем-то кроме адвокатов и следователя — поскольку все задержанные, по его мнению, могут помешать расследованию, «общаясь с другими участниками, в том числе еще не установленных».

Судья приобщил к делу материалы допросов несовершеннолетних, задержанных на акциях и, должно быть, давших показания о том, что вышли они на улицу именно после ролика, распространенного редакцией. 

Защита настаивала, что ролик не содержат призывов участвовать в митингах, прикладывала личные поручительства в пользу журналистов, но ни следователя ни судью не убедила.

В итоге вечером 14 апреля всех задержанных — Метелкина, Арамяна, Тышкевич и Гутникову — Басманный суд фактически отправил под домашний арест на два месяца: «На бумаге это не арест, потому что по такой не тяжкой статье арест, в том числе и домашний, не устоит в апелляционной инстанции, а ограничение действий, но список ограничений такой, что он полностью равняется аресту. Это такой иезуитский способ максимально закрыть ребят», —  прокомментировала представитель Гутниковой Светлана Шумова. 

Пока судья принимала решение под делу Владимира Метелкина, он, выйдя в коридор  вместе с Арменом Армяновым и Натальей Тышкевич, позировал перед фотожурналистами с шарфом с надписью «Я не виновата».

Реакция и «дело Волкова»

Напомним, что трое из задержанных журналистов напрямую связаны с НИУ Высшая школа экономики. Так, Армен Арамян, стажер-исследователь Центра современных политических исследований (ЦСПИ) Института общественных наук РАНХиГС —  выпускник бакалавриата Школы философии НИУ ВШЭ и магистерской программы по политической философии Московской высшей школы социальных и экономических наук, известной как «Шанинка». Наталья Тышкевич, также выпускница «Шанинки», некоторое время работала научным сотрудником Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ. Алла Гутникова изучала в НИУ ВШЭ культурологию. 

Сообщения о задержании журналистов уже вызвали резкую реакцию в соцсетях, в том числе и у бывших сотрудников университета. Так политик и бывший преподаватель НИУ ВШЭ Юлия Галямина уже успела заявить, что по ее мнению силовики, пойдя на такой шаг, допустили серьезную ошибку, которая им «дорого обойдется», а Кремль в настоящее время делает все, чтобы сейчас «сделать Путина главным злодеем для еще одного поколения россиян».

Кирилл Мартынов
Кирилл Мартынов. Фото: личный архив

Другой бывший преподаватель «Вышки», философ и публицист Кирилл Мартынов, написал в своем фейсбуке, что судя по тому, что обыск прошел не только дома у сотрудников издания, но и в редакции DOXA, расположенной в обычной съемной квартире, «силовики уже некоторое время следили за студенческим журналом». Назвав обыски и задержание «высоким признанием работы бывшего студенческого проекта ВШЭ». Официальная пресс-служба университета, впрочем, на просьбу журналистов отказалась комментировать задержания. 

Интересно, что когда на сайте Мосгорсуда появилась информация о заседаниях по избранию меры пресечения запрета для журналистов DOXA, глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков заметил, что журналисты проходят по тому же делу, что и руководитель сети штабов Навального Леонид Волков. 

То, что дело Волкова связано с делом журналистов, «МБХ медиа» подтвердил адвокат Аллы Гутниковой Дмитрий Захватов. «Еще зимой по следам митингов было заведено два уголовных дела, одно против Леонида, второе в отношении «неопределенного круга лиц». Теперь ответчиками по второму как раз и являются ребята из издания DOXA», — объясняет Захватов. 

Статья 151.2 УК РФ о склонении несовершеннолетних к совершению противоправных действий появилась в УК в июне 2017 года. Но до последнего времени применялась крайне редко. Важно отметить, что с обысками в этот раз силовики пришли ко всем четырем сотрудникам, участвовавшим в съемках видео. 

Но о перспективах разбирательства ни один из адвокатов пока не готов делать предположения: по одному и тому же эпизоду публикации ролика теперь оказывается заведено сразу два дела — административное, находящееся в процессе обжалования, именно по нему Роскомнадзор заставил издание снять ролик, и уголовное. По которому произошли обыски с изъятием техники.

Как сообщила «МБХ медиа» редактор DOXA Екатерина Мартынова, хозяйка квартиры, в которой расположена редакция издания, после обысков уже поспешила разорвать договор аренды, так что как минимум интернет-журнал лишился своего офиса. 

Она соглашается с тем, что среда обысков, арестов и DDoS атак, обрушившихся на журналистов в последние дни, вызывает обеспокоенность. С одним из них, расследовательским изданием «Проект», у журнала в ближайшее время должен был выйти совместный текст, но, по ее мнению, полиция не могла знать о нем. А стало быть, текст не мог стать причиной внимания силовиков к ее медиа. 

Издание DOXA известно тем, что поддерживало студентов, задержанных летом 2019 и зимой 2021 года во время акций протеста, публиковало острые материалы на темы образования, общественной и студенческой жизни.  В декабре 2019 НИУ ВШЭ из-за активной позиции журналистов издания лишила журнал статуса официальной студенческой организации при университете. 

Как сообщается на сайте издания, помимо прочего, на базе DOXA функционирует академический журнал, в котором публикуются оригинальные или переводные тексты ключевых исследовательских направлений в области современных социальных и гуманитарных наук и философии, а также рецензии на них. В обозримом будущем планировался запуск площадки для организации независимых исследовательских и образовательных мероприятий.

Напомним, что некоторое время назад с новой волной преследований столкнулись сразу несколько независимых СМИ. Так, 9 апреля силовики пришли с обыском к журналисту-расследователю, редактору «Важных историй» Роману Анину. Накануне этого DDoS атакам подвергся сайт другого расследовательского независимого СМИ «Проект», созданного известным редактором Романом Баданиным. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.