Министерство юстиции и депутаты разрабатывают несколько новых законов, регулирующих полномочия коллекторов. Рассказываем и разбираем, какие предложения появились в новом году и как с россиян будут собирать долги в будущем.
Запрет коллекторских агентств
В ближайшее время Госдума рассмотрит законопроект, запрещающий коллекторские агентства. Его внес член фракции «Единая Россия» Сергей Вострецов.
По словам депутата, «коллекторы осуществляют взаимодействие как с должниками, так и с третьими лицами, с нарушениями закона: с оказанием психологического давления, использованием унижающих честь и достоинство выражений, высказыванием угроз. Сотрудники правоохранительных органов часто не реагируют на жалобы граждан, указанные обстоятельства демонстрируют, что рынок коллекторских услуг по-прежнему остается криминализированным, а предпринятые на федеральном уровне меры по его регулированию до сих пор не привели к изменению ситуации. Поэтому считаем необходимым запретить на территории Российской Федерации деятельность организаций, чьим основным видом деятельности является деятельность по возврату просроченной задолженности». Депутат считает, что ответственность за своевременный возврат долгов должна лежать на самих банках и микрофинансовых организациях, которым следует тщательнее отбирать заемщиков, детально анализируя их кредитные истории и доход.
С депутатом Вострецовым не согласен долговой аналитик и председатель комиссии по финансовой безопасности Торгово-промышленной палаты Иван Рыков. В разговоре с “МБХ медиа” он рассказал, что сейчас коллекторов слишком демонизируют, нынешние методы общения с должниками прозрачны и цивилизованы, а если речь идет о черной и серой зоне сферы взыскания долгов, то это в большей степени преступники, чем коллекторы.
Как рассказал президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Эльман Мехтиев радиостанции «Говорит Москва», такие популистские предложения появляются в Думе регулярно. «Рекомендовал бы депутату заниматься экономикой, а не запретительными мерами пытаться закрыть то, что существует всегда в бизнесе. Всегда есть платежи, всегда есть неплатежи, всегда есть возможность и досудебного урегулирования, и после решения суда».
Рыков согласен, что сейчас существует тенденция таких разговоров, но мало кто из инициаторов предлагает решение: «Если коллекторов не будет, долги взыскиваться не будут, а это гарант экономики». По словам эксперта, единственная существующая альтернатива — это предложение торгово-промышленной палаты создать службу судебных исполнителей. По их законопроекту, взиманием долгов с юридических лиц по решению арбитражных судов и Верховного суда будут заниматься частные компании.
Цифровые псевдонимы
Министерство юстиции готовит новую версию федерального закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц». Сотрудникам банка и коллекторским службам разрешат взаимодействовать с должниками без раскрытия своих полных имен — у профессиональных взыскателей появится возможность представляться в разговорах с помощью цифровых идентификаторов или имени, без уточнения. Такая анонимность нужна им, чтобы защищаться от агрессии должников. Присваивать цифровые идентификаторы и обеспечить соответствие кода и конкретного работника будут обязаны работодатели.
Сейчас сотрудники банков и коллекторы обязаны представляться в начале разговора с должниками, назвать настоящую фамилию, имя и отчество. По словам Рыкова, такое изменение нужно только для безопасности сотрудников, тех, кто непосредственно общается с должниками и заемщиками. «Это их забота и работа — обзванивать и напоминать людям, что у них есть долг, но обычно должники воспринимают их как личных врагов, эмоционально реагируют и могут угрожать, такие псевдонимы нужны только чтобы уберечь сотрудников» – рассказывает эксперт.
Общение коллекторов со знакомыми должников
С 2021 года могут ужесточиться правила взаимодействия коллекторов с родственниками и знакомыми должников, которые упоминаются в договорах как третьи лица. Взыскатели должны будут заранее получить разрешение на контакт с ними. Сейчас коллекторы могут общаться с третьими лицами, если на это согласен должник, а третьи лица «не выразили несогласие». Как рассказал РБК учредитель коллекторского агентства «Илма» Александр Титовский, на этапе заключения договора кредиторы заручаются только согласием заемщика, а взаимодействовать с третьим лицами можно, пока они не заявят об отказе в общении. В случае принятия законопроекта, взыскатели смогут общаться с третьим лицами только при одновременном соблюдении двух условий: и заемщик, и третье лицо дали письменное согласие.
Долги по ЖКХ
В новую версию законопроекта о деятельности по возврату просроченной задолженности физлиц внесли статью о том, что коллекторские агентства могут взыскивать с граждан просроченные долги по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Предполагается, что в отношении таких долгов не будет действовать обязательный досудебный порядок возврата просроченной задолженности.
По словам Рыкова, часть денег потребители должны управляющим компаниям, а часть — поставщикам ресурсов, но по факту каждый поставщик сейчас вынужден содержать большой штат сотрудников, которые занимаются долгами. Сбор долгов по ЖКХ вызывает множество издержек, компаниям было бы проще привлекать специалистов, чем содержать собственный штат. По словам эксперта, предложение конструктивное, «раньше что-то подобное было и работало, но разница в том, что методы взыскания у них немного другие, один из рабочих вариантов — установить отдельные правила для взыскания долгов в этой сфере», — говорит Рыков.