Правительство внесло в Госдуму два законопроекта –– теперь тех, кто платит алименты только частично, можно будет привлечь к уголовной и административной ответственности. В чем несовершенство этой инициативы и верят ли в ее эффективность россиянки –– в материале «МБХ медиа».
Лазейка для неплательщика
Одна из инициатив, предложенных кабмином, предполагает внесение изменения в статью 157 УК РФ — неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. Законодатели предлагают уточнить, что эти средства должны выплачиваться не частично, а «в размере, установленном, в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением».
В пояснительной заметке авторы законопроекта объясняют, что в современной судебной практике должники часто уходят от ответственности. По статистике, в 2019 году поступило 63,7 тысяч сообщений о преступлениях по статье 157 УК, но из них только в 51,5 тысячах случаев было принято решение о возбуждении уголовного дела.
Если должник хотя бы один раз совершал незначительные выплаты на содержание ребенка, прокурор уже может трактовать это как исполнение алиментных обязательств. Например, 28 января 2019 года в Солонешенском районе Алтайского края было отменено постановление о возбуждении уголовного дела в отношении должника — как раз по такому основанию. Общая сумма его задолженности была равна 302,5 тысячам рублей, но разовой выплаты в 1,5 тысячи рублей оказалось достаточно для того, чтобы прокурор признал, что должник надлежаще исполняет свои обязательства.
С этим нюансом связана и вторая инициатива –– дополнение статьи 5.35.1 КоАП РФ (Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей). К ней также предлагается добавить ремарку об уплате средств в полном объеме.
Согласно новым законопроектам, если неплательщик погашает долг частично, его могут привлечь к исправительным и принудительным работам, взыскать с него штраф или приговорить к реальному заключению сроком до одного года. От ответственности он может быть освобожден только при полном погашении задолженности.
Виктория Дергунова, адвокат и руководитель практики семейного права BGP Litigation подтверждает «МБХ медиа», что недобросовестные плательщики алиментов нередко пользуются нынешней законодательной лазейкой и предпочитают отправлять небольшие суммы.
При этом, Дергунова предполагает, что ужесточение наказания за неполную уплату не гарантирует мотивированность должников. Сейчас те, кто не платят алименты вовсе, даже после применения мер административной ответственности не спешат возвращать долги. Хотя в дальнейшем они могут быть привлечены уже к уголовной ответственности.
Адвокат обращает внимание, что в новом законопроекте речь идет о привлечении к ответственности только за «умышленную» неполную выплату алиментов. В тексте не уточняется, какие именно для этого необходимы доказательства умысла.
Кроме того, у должника всегда есть выход — сослаться на уважительную причину отсутствия выплат, поэтому их перечень Дергунова считает необходимым сделать общедоступным. К таким причинам могут относиться болезнь плательщика алиментов, неуплата по чьей-либо вине, задержка или неправильное перечисление средств банком.
По мнению Дергуновой, эффективными мерами в борьбе с неплательщиками может быть контроль над денежными средствами на счетах и вкладах, сделками с имуществом, передвижением, предпринимательством, уплатой налогов.
Наконец, оправданным Дергунова считает и создание алиментного фонда –– он позволит государству оперативно осуществлять выплаты на ребенка. В дальнейшем оно же займется взысканием средств с должника.
«Дети — проблема женщины»
В 2020 году сумма долгов по алиментам достигла катастрофического показателя — 156 миллиардов рублей. Сейчас более трех миллионов россиян не могут выехать из страны из-за долгов. 255 тысяч из них –– неплательщики алиментов. Приставы ограничивают их в выезде, начиная с неуплаты в десять тысяч рублей.
Журналистка и феминистка Залина Маршенкулова полагает, что проблема многомиллиардных долгов, прежде всего, культурная. «Считается, что дети –– это проблема женщины. Она должна каким-то образом сама их воспитать. Мужчина свободный, никогда никому ничего не должен. Даже если мужчина к другой женщине ушел и бросил жену с детьми –– все равно всегда виновата женщина. Из-за нее брак распался, она что-то не так сделала», –– объяснила Маршенкулова «МБХ медиа».
Маршенкулова поддерживает введение уголовной ответственности за неполную уплату алиментов –– по ее мнению, это может оказаться единственным действенным способом стимулировать мужчин финансово помогать своим детям.
«Мужчины отказываются платить своим же детям на содержание хотя бы две-три тысячи, даже с белой зарплаты. Это совершенно чудовищная ситуация, когда матери-одиночки в огромном количестве сидят без денег с двумя детьми, не зная, на что их растить», –– резюмирует Маршенкулова.
Елена –– мать несовершеннолетнего Миши. Его отец ушел из семьи, но поддерживал общение: переписывался с Еленой об успехах сына в хоккее, отвечал на сообщения с его фотографиями. В какой-то момент отец перестал выходить на связь и интересоваться благополучием ребенка, а деньги на его содержание перечислял только в исключительных случаях.
Тогда Елена решила подать иск на выплату алиментов. «Я подала с целью «пнуть» его папу, чтобы он вспомнил, что у него есть сын. Подумала, вдруг тогда проснется, вдруг пойдет на какое-то общение», — рассказала Елена «МБХ медиа». У Мишиного отца приличные доходы, однако в суд он принес справку о том, что работает в компании на полставки и получает пятнадцать тысяч рублей. Из них Елена теперь получает алименты, но на общение отца и сына ей рассчитывать не приходится.
К введению уголовной ответственности за неполную выплату алиментов Елена относится скептически: колония, по ее мнению, едва ли заставит нерадивых отцов пересмотреть свои взгляды на воспитание.
Елена считает, что куда более действенным средством мог бы стать просветительский проект, который бы рассказывал об осознанном родительстве. «Нужно объяснять взрослым, что за ребенка ответственность несут оба [родителя] в равной степени. Неуплата алиментов — это эмоциональная незрелость. Если человек себя так ведет — значит он сам еще, как ребенок», — делает вывод Елена.