in

Палочная система для веток и пней. Как регионы ограничивают сбор валежника

Фото: Сергей Метелица / ТАС

Закон, разрешающий собирать валежник, вступил в силу первого января. Мы уже писали, как регионы устанавливают правила его сбора и ловят тех, кто собирает сухостой. Чтобы «защитить лесной фонд», власти придумывают разнообразные ограничения — от непонятного перечня мест, где можно собирать ветки, до необходимости подавать заявку за две недели до сбора. «МБХ медиа» рассказывает, как власти ужесточают правила сбора упавших веток.

Палочная система в лесах

В конце января в Алтайском крае на сборщиков сухостоя завели первый протокол. Жители Павловска срубили несколько кубометров сухостоя, инспекторы нашли их по следам на снегу. За это им грозит штраф до пяти тысяч рублей. Жителю Чкаловского района Нижегородской области повезло меньше — его обвинили в хищении леса в особо крупных размерах и возбудили в его отношении уголовное дело. Ему грозит до двух лет лишения свободы.

Главная причина, по которой в России преследуют собирающих валежник людей — строгие формулировки. Региональные законы трактуют валежник как кору, стволы или ветки дерева, которые оказались на земле естественным образом. Если у мертвого дерева остались лежащие в земле корни, то это сухостой, за сбор которого может грозить административная или уголовная ответственность. По такой же причине в некоторых регионах нельзя рубить и пни, которые остались после заготовки леса. Перечень недревесных лесных ресурсов утверждают власти регионов России.

Как рассказал «МБХ медиа» руководитель лесной программы “Гринпис” Алексей Ярошенко, до 2006 года в лесах можно было безнаказанно собирать «мелкий хлам», но дальнейшие поправки ввели «принцип платности лесов»: пользоваться лесом можно было только после оформления договора аренды.

После этих поправок лесничие стали оформлять акты и протоколы за незаконное пользование лесными ресурсами. Ярошенко утверждает: на волну наказаний повлияла и система оценивания инспекторов, которая учитывает количество протоколов. Самому лесу сбор валежника и сухостоя никак не вредит, считает эколог. «Такой подход — «что не запрещено, то нельзя вырубать», связан с палочной системой инспекторов, которых просят составлять больше актов», — говорит он.

Собирать валежник можно не везде и не всегда

После внесения поправок в Лесной кодекс России сбор валежника должны регламентировать регионы. По словам Ярошенко, 3/4 регионов уже приняли такие законы, при этом большая их часть не поставила дополнительных ограничений. Оставшаяся часть субъектов России максимально усложнила сбор недревесных отходов.

Как мы рассказывали раньше, в Краснодарском крае жителей требуют уведомлять власти за несколько дней до предполагаемого сбора валежника. В ответном документе лесничество приложит карту местности и установит порядок его учета — инспектор пересчитает опавшие ветки. Такой же механизм действует и в Липецкой области, где нужно подать заявление на сбор за пять рабочих дней до похода в лес, и указать место сбора. «Это глупость, которую государство не требует», — говорит о региональных идеях Алексей Ярошенко.

В других регионах есть ограничения на места сбора: в Югре лесники составили карты, в пределах которых можно собирать упавшие ветки, а в Башкирии действует реестр участков с валежником — правда, эти перечни имеют рекомендательный характер. Почти во всех остальных регионах сбор ограничен только в местах порубочных работ — например, такой запрет действует в Московской области.

Есть ограничения и по способам сбора валежника. В Самарской области нельзя использовать автотракторную технику, чтобы вывозить ветки. В Пермском крае и Пензенской области можно использовать только ручные инструменты, а любые вспомогательные средства типа бензопил запрещены.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.