Скандал вокруг израильского шпионского ПО Pegasus обрастает новыми подробностями. В базе программы нашлись номера президентов нескольких государств и других видных лиц. «МБХ медиа» рассказывает, кто из персон мирового масштаба стал мишенью слежки с помощью Pegasus.
Внимание к Pegasus привлекло совместное расследование журналистов 17 изданий, в число которых вошли The Guardian и The Washington Post. Участники проекта установили, что правительства сразу нескольких стран использовали израильское шпионское программное обеспечение для слежки за неугодными лицами. Причем сами эти лица зачастую были очень даже известны широкой публике.
Что такое Pegasus
Pegasus — шпионская программа, которая заражает устройства на операционных системах Android и iOS и позволяет спецслужбам получать доступ к сообщениям, телефонным разговорам, почте и фотографиям. Разработчик NSO Group утверждает, что оно было создано для борьбы с террористами, но, по данным The Guardian, закупавшие Pegasus правительства использовали его для слежки и за другими, в том числе неугодными властям лицами. Такие выводы расследователи сделали на основании утечки данных: на руках у журналистов оказался список из 50 тысяч телефонных номеров, которые, теоретически, могли быть взломаны при помощи израильского ПО.
По информации The Guardian, слежкой за журналистами и оппозиционерами с помощью Pegasus занимались правительства Азербайджана, Бахрейна, Казахстана, Мексики, Марокко, Руанды, Саудовской Аравии, Венгрии, Индии и Объединенных Арабских Эмиратов.
Президенты, министры, короли
О том, что в базе данных из 50 тысяч слитых телефонов, которые могли стать потенциальным объектом для слежки с помощью шпионского ПО, оказался президент Франции Эммануэль Макрон, 20 июля сообщило издание The Guardian. Также в него попали 14 министров Франции. Макрон уже поручил провести несколько расследований по факту появления информации о возможной слежке.
Кроме французского президента, в список объектов для слежки вошли еще 13 высших лиц разных государств. По данным The Washington Post, список содержит имена трех президентов (включая Макрона), десяти премьер-министров (как действующих, так и бывших), в числе которых, например, оказались нынешний премьер-министр Пакистана Имран Хан, премьер-министр Египта Мустафа Мадбули и премьер-министр Марокко Саадеддин Османи.
В число глав государств, номера которых оказались в базе, также вошли президент Ирака Бахрам Салех и президент ЮАР Сирил Рамафоса. Кроме того, возможной слежке мог быть подвергнут король Марокко Мухаммед VI. По информации The Guardian, слежка также велась за главой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедросом Гебреисусом. Так что перечень лиц, за которыми могли шпионить с помощью Pegasus, только расширяется. Помимо высших должностных лиц, в него также, очевидно, вошли журналисты и оппозиционеры из разных стран. Некоторые из них были убиты. Например, телефон мексиканского журналиста Сесилио Пинеда Бирто, который вел передачу о коррупции и обвинял мексиканские власти и полицию в сотрудничестве с преступниками, также был в списке. Впоследствии Бирто застрелили.
Всего же в списках обнаружены номера телефонов более 600 государственных чиновников и политиков из 34 стран.
Павел Дуров
Еще одной потенциальной жертвой атак, реализованных через Pegasus, мог стать предприниматель и основатель мессенджера Telegram Павел Дуров. Как пишет The Guardian, его телефон появился в базе в начале 2018 года. Номер, обнаруженный журналистами, был зарегистрирован им в Великобритании и привязан к аккаунту в Telegram.
Неизвестно, кому именно мог быть интересен Дуров. Однако, как отмечает издание, деятельностью предпринимателя теоретически могли заинтересоваться власти Китая и Беларуси, где Telegram — мессенджер с высокой степень шифрования — играл одну из ключевых ролей в координации антиправительственных протестов. Также, отмечает The Guardian, Дуров мог представлять интерес для правительства ОАЭ. Известно, что Эмираты были в числе государств, которые покупали Pegasus, и примерно в это же время Дуров переехал в Арабские Эмираты из Финляндии. Как полагает издание, правительство страны могло проверить своего будущего жителя. Впрочем, это не удивило предпринимателя.
«Как минимум с 2018 года мне было известно, что один из моих телефонных номеров был включен в список потенциальных целей таких инструментов наблюдения (хотя источник из NSO Group отрицает это). Лично меня это не беспокоило: с 2011 года, когда я еще жил в России, я привык предполагать, что все мои телефоны взломаны», — сказал Дуров, и добавил, что «никакой важной информации» в его смартфоне нет.
«Ошибка или ложь»
Однако сама NSO Group, разработавшая Pegasus, отрицает все обвинения. Компания настаивает на том, что если номер оказался в слитом списке, то это вовсе не значит, что за его обладателем велась слежка.
«Любое утверждение, согласно которому нахождение имени в списке означает, что он был целью Pegasus — ошибка или ложь», — заявил представитель NSO Group.
Впрочем, узнать, следили ли за человеком, чей телефон оказался в перечне, действительно сложно. Как минимум не имея на руках его смартфона. Понять, совершалась ли атака или нет, можно только посредством специальной экспертизы устройства.