in

«Пострелять в животных, как в тире»: Госдума рассматривает законопроект, который позволит охотиться в вольерах

Фото: Антон Белицкий / ТАСС

Госдума в первом чтении приняла законопроект, легализующий вольерную охоту в России. В нем предлагается разрешить убивать животных любым способом при наличии специальной путевки и на площади от 50 га. По мнению парламентариев, это не нарушит запретов на жестокое обращение с животными и даже снизит нагрузку на дикие угодья. Но зоозащитники против — они считают законопроект аморальным.

Рассказываем о том, что должен урегулировать законопроект, и приводим аргументы его защитников и противников.

Поправки в закон «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» предусматривают, что содержание и разведение животных в искусственно созданной среде обитания возможно, если в дальнейшем их отпустят или же «в целях их реализации». Добыча животных разрешается только при наличии путевки, которая подтверждает, что был заключен договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства. Минимальный размер участка (вольера) должен составлять 50 га — около 70 футбольных полей.

Кто лоббирует

Авторами проекта выступили председатель думского комитета по природным ресурсам Николай Николаев, член комитета Максим Щаблыкин, первый зампредседателя комитета по экологии и охране окружающей среды Николай Валуев, член комитета по бюджету и налогам и член правления «Клуба горных охотников» Владислав Резник и еще 26 депутатов-единороссов.

Против закона проголосовали всего два депутата от «Единой России» — Оксана Бондарь и Виталий Милонов. При этом от других фракций суммарно за законопроект высказались всего три человека, с учетом депутатов, не входящих ни в одну фракцию.

Как отметил глава «Альянса защитников животных» Юрий Корецких в разговоре с «МБХ медиа», на 7 страниц в законопроекте указано 29 авторов. Это, по его мнению, сделано, чтобы «добавить ему веса». Корецких считает эту инициативу крайне непопулярной среди народа, принимаемой в угоду узкому кругу людей, которые хотят обеспечить себе дополнительную возможность заработка. Он отмечает, что часто охотой занимаются влиятельные люди и в Госдуме имеется достаточно сильное охотничье лобби, которое помогло «продавить» этот законопроект несмотря на все репутационные потери.

С ним не согласен зоолог и охотовед Михаил Кречмар, который рассказал «МБХ медиа», что относится к этому законопроекту положительно, «как и к любому мероприятию, которое позволяет снизить нагрузки на естественные условия». С принятием поправок станет возможным разводить тех зверей, которых охотники хотят убивать, а в то же время звери в естественной природе останутся целы.

Вопрос гуманности

«Цель законопроекта — убийство животных ради развлечения. Люди будут платить деньги, чтобы пострелять в животных, как в тире», — считает Юрий Корецких. По его словам, в вольере происходит не охота, а расстрел. Зоозащитник указывает, что животные, которые находятся на ограниченной территории, прикормленные людьми с детства, не будут их бояться и станут легкой целью. «Такие “диванные охотники”, которые не могут быть на равных с собственной добычей, будут просто стрелять в кого захотят», — утверждает Корецких. По его мнению, настоящий охотник не будет платить деньги за то, чтобы выслеживать добычу в вольере.

На платформе change.org опубликованы несколько петиций против поправок в закон. Одна из них на момент написания заметки собрала больше 300 тыс. подписей, другая — более 200 тыс.

Михаил Кречмар указывает, что хотя охота в вольерах в значительной степени гарантированная, существуют достаточно сложные вольерные территории, в которых трудно убить даже лося.

По словам Корецких, к первому чтению законопроект изменили, и согласно ему в вольере не будут действовать ограничения закона об охоте. Сейчас обязательно использовать на охоте оружие, которое соответствует международным стандартам, чтобы минимизировать страдания животного. «С принятием законопроекта можно убивать любым способом, который только взбредет в голову. Это будет охота без правил», — отмечает глава «Альянса защитников животных».

Вице-спикер Госдумы Ольга Епифанова тоже раскритиковала инициативу. По ее мнению, документ направлен на превращение вольерной охоты в бизнес. Также Епифанова указала, что для гарантии добычи животных «накачивают» седативными и наркотическими веществами. Кречмар с ней не согласен — в России просто нет специалистов, которые могли бы этим заниматься. Также, по его словам, эта практика скорее связана с содержанием животных в цирках и зверинцах.

Однако он отмечает, что в некоторых странах вольерных животных кормят добавками, ускоряющими рост рогов, например, в Новой Зеландии. Это важно для тех охотников, которые меряются размерами трофеев.

При этом далеко не на каждой огороженной территории можно добыть трофей, который потом будет принят «в зачет» в честном соревновании охотников. Всегда будет учитываться, возможно ли в конкретном вольере честное выслеживание и преследование с целью добычи. 

Охота в вольерах процветает и без закона

Авторы закона, ссылаясь на данные госохотреестра, указывают, что в 2018 году в России 183 охотпользователя содержали диких животных в полувольных условиях в 236 вольерах и ограждениях на общей площадью в 210 га. Там насчитывалось около 20 тысяч оленей, 10 тысяч кабанов, 5 тысяч косуль, 3 тысячи ланей и другие звери. Утверждается, что «дальнейшее развитие деятельности», то есть вольерной охоты, сдерживается как раз пробелами в регулировании.

Михаил Кречмар отмечает, что законопроект — способ урегулировать уже существующую в России практику. «Закон принимается, когда что-то становится национальной индустрией», — отмечает он. Охота в вольерах развивалась раньше и в Приморском крае, и во Владимирской области, а шире всего — в Московской.

На данный момент прямого запрета на возможность отстрела содержащихся в загонах и вольерах зверей и птиц нет.

Мировая практика

Ольга Епифанова считает, что ссылки разработчиков документа на международный опыт некорректны: «Действительно, во многих странах в вольерах-питомниках выращивают зверей, хотя намного больше птиц. Но их выращивают и выпускают в охотничьи угодья, а не охотятся прямо в вольерах».

На самом же деле охота прямо в вольерах распространена в США, Новой Зеландии, ЮАР, Аргентине и в некоторых странах Европы, например, в Австрии. Это стало серьезной индустрией, сравнимой с сельским хозяйством. Единственное ощутимое отличие — за рубежом, по словам Кречмара, требуемый размер вольера — от 100 га. В Южной Африке и Намибии есть огороженные территории площадью до 50 тысяч га и более

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.