in

Преступления в прямом эфире. Что власти собираются делать с трэш-стримами

Стас Решетников (Reeflay)
Блогер Стас Решетников. Фото: Артем Геодакян / ТАСС

В России хотят полностью запретить трэш-стримы или хотя бы наказывать за них. Почему власти выступают против этого жанра и какие уголовные дела были возбуждены в отношении стримеров — в материале «МБХ медиа». 

С идеей сделать стриминг отягчающим обстоятельством при назначении наказания выступила первый зампред комитета Совета Федерации Ирина Рукавишникова. «Если детально анализировать содержание трэш-стримов, то в них можно найти несколько составов Уголовного кодекса, начиная от оскорбления, хулиганства и заканчивая причинением увечий или убийством. Это совершенно разные по тяжести деяния. А то, что все это транслируется в сеть в режиме реального времени, должно стать отягчающим обстоятельством при избрании наказания», — сказала сенатор. Она добавила, что на весеннюю сессию 2021 года запланирован круглый стол, посвященный, в том числе, и этой проблеме. 

Рукавишникова объяснила, почему трэш-стримы приобрели популярность: «Издавна известно, что любое шоу, связанное с реальным риском, определенная публика всегда воспринимает охотно, достаточно вспомнить гладиаторские бои в древнем Риме. Поэтому подобные стримы быстро и легко набирают популярность. Но по этическим представлениям нашего общества они не должны сниматься и демонстрироваться». 

Сенатор отметила, что есть и совершенно другой формат стримов — театрализованное представление или любительское игровое кино, в котором демонстрируются сцены жестокости и насилия. «В них обычно заняты профессиональные актеры, которые участвуют в этом добровольно, осознанно и с минимальным риском причинения вреда физическому или психологическому здоровью. К подобным фильмам, или стримам, и их авторам, вероятно, вполне достаточно применять уже действующие нормы права в сфере пропаганды насилия», — считает она.

У власти уже есть идеи, как именно следить за стримерами — член Совета по правам человека при президенте РФ Кирилл Кабанов предложил для этой цели создать киберполицию. «На сегодняшний момент необходимо расширение полномочий Роскомнадзора. Есть стримеры, которые уже попадают в определенный блок (трэш-стримов), который надо отслеживать постоянно. Люди, которые участвуют в этих стримах, должны понимать, что они являются соучастниками преступления. Для этого должна быть киберполиция. Эти механизмы сейчас будут отрабатываться», — сказал Кабанов на пресс-конференции. Он добавил, что зрители трэш-трансляций платят деньги за то, чтобы участника стрима ударили или добили, что может считаться подстрекательством к убийству.

Ранее в Совфеде предлагали и вовсе запретить трэш-стримы. «Мы должны внести такие поправки в законодательство, которые запретят трэш-стримы как таковые. Здесь, кстати, мы можем полагаться и на сотрудничество зарубежных интернет-платформ. Они сами пытаются бороться с этим явлением, хотя это достаточно сложно», — заявил член комитета, глава комиссии СФ по информполитике Алексей Пушков. Спикер СФ Валентина Матвиенко согласилась с ним. «Давайте дадим поручение комитету по конституционному законодательству посмотреть, что нужно донастроить в наших законах в сотрудничестве с платформами — с гуглом, с другими, — с тем, чтобы не допускать подобного рода явления. Это страшные вещи, которые происходят», — сказала она на заседании верхней палаты. 

Трэш-стримы — это жанр прямых эфиров на YouTube, в которых блогеры за деньги зрителей выполняют всевозможные задания. Героям нередко приходится делать унизительные вещи: например, стримеры с канала SHKILLA обливали 33-летнего Валентина Ганичева холодной водой и помоями, разбивали ему о голову яйца, плевали в глаза смесью водки и кетчупа и даже пытались похоронить заживо. При этом мужчина предположительно страдает алкоголизмом и психическими заболеваниями и, возможно, не может постоять за себя. Похожие трансляции проводили двое бывших заключенных Андрей Щадило и Сергей Новиков (Мопс) на канале «Мопс дядя Пес». За три тысячи рублей Щадило бил Новикова по лицу, за две тысячи ударял его током, а за 50 тысяч был готов выстрелить ему в голову из травматического пистолета. Проект существовал до 2019 года, пока Новиков не скончался от двусторонней пневмонии. 

О трэш-стримах заговорили после того, как в декабре 2020 года во время прямого эфира блогера Стаса Решетникова (Reeflay) умерла его подруга. Молодой человек выгнал ее на улицу в одном белье, а когда решил все-таки впустить обратно в дом, обнаружил, что та лежит без сознания. Не выключая стрим, он попытался привести девушку в чувство, вызвал скорую помощь, дождался приезда медиков и полиции. Врачи констатировали смерть девушки. Раменский суд Подмосковья отправил блогера в СИЗО на два месяца по обвинению в «умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего» (часть 4 статьи 111 УК РФ). Теперь Решетникову грозит до 15 лет лишения свободы. По данным экспертизы, у потерпевшей зафиксирована закрытая черепно-мозговая травма, множественные кровоподтеки и субдуральная гематома.

Это не первая скандальная история с трэш-стримерами. В октябре 2020 года в отношении блогера Андрея Бурима (Mellstroy) возбудили уголовное дело по статье 116 УК РФ (побои) за то, что он избил модель Алену Ефремову в прямом эфире. Блогер несколько раз ударил девушку головой об стол из-за того, что та предложила раздеться перед камерой. На следующий день девушка подала заявление в полицию. Блогер сейчас находится под подпиской о невыезде. В декабре 2019 года челябинский блогер Андрей Яшин (Гобзавр) на одном из видео избил свою мать. Он сорвал с женщины парик и начал бить ее руками по голове. История заинтересовала правоохранительные органы — управление МВД по Челябинской области начало проверку, однако уголовное дело так и не возбудили. Позже блогер принес извинения за произошедшее, а мать заявила, что конфликт исчерпан. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.