Можно ли выразить негодование о деле «Седьмой студии» с помощью искусства спекулятивного реализма, как темная философия может исследовать политические митинги, какой логос ищет Александр Дугин, светлой или темной экологией занимается Грета Тунберг и в чем философы сходятся с Владимиром Путиным — репортаж с презентации нового номера философско-литературного журнала «Логос».
Через турникеты в холле Московской школы высших социальных и экономических наук проходит поток людей. На презентацию темного «Логоса», — протягивает девушка паспорт охраннику, чтобы пройти через турникеты. На презентацию темного «Логоса», — с ходу объявляет охранникам парень. «Больше 300 человек зарегистрировалось», — разговаривают между собой организаторы мероприятия.
Выход очередного номера журнала «Логос» стал событием для всех, кто не чужд интеллектуальных изысканий. МВШСЭН (проще говоря, Шанинка) анонсировала в Facebook презентацию свежего номера, назвав его «самым амбициозным и рискованным проектом этого года».
«Номер выпускался очень сложно, отдельные темы вообще оспаривались — насколько легитимно их присутствие в номере. Сама идея журнала пару лет назад возникла», — рассказывает мне ответственный секретарь «Логоса» Яков Охонько.
Пока я разговариваю с Охонько, еще несколько человек стоят рядом. Оказалось, они хотят спросить, где можно приобрести свежий номер. «К сожалению, уже распродан. В понедельник будет второй тираж в “Фаланстере” и в остальных магазинах», — отвечает им Яков.
В этот вечер можно будет услышать шутки о том, что темная философия сейчас «хайповая» тема. Например, в конце октября рэпер Слава КПСС выпустил грандмикстейп, на котором встречается строчка «я воплощаю темный логос, миг тающий кубик льда».
Пришедшие размещаются в библиотеке университета, где проходит презентация. Мужчина с дредами покупает кофе в автомате. «Я пытаюсь придумать искусство спекулятивного реализма, хотя это невозможно, но, может, и возможно», — рассказывает он мне, представившись Сергеем — заведующим мастерскими мастерскими в театре «Тень». Мы заговариваем с Сергеем о Кирилле Серебренникове и деле «Седьмой студии». «Это наши друзья», — говорит Сергей. Он следит за судебными разбирательствами и чувствует себя озлобленным из-за преследований коллег. «Можно что-то сделать, нельзя эту машину победить, но что-то сделать можно», — отвечает художник, когда я спрашиваю, может ли он выразить негодование в своей творческой деятельности.
Спекулятивный реализм, в русле которого работает Сергей, очень молодое и спорное философское направление. Спекулятивный поворот в философии направил людей к поиску мышления за пределами классического субъекта — человека. Поиски привели к возникновению самых разных теорий: темная экология, акселерационизм, киберфеминизм, объектно-ориентированная онтология и так далее. Темная философия уходит от света — привычных парадигм, методов, подходов и гипотез интеллектуалов.
«Темная философия даст возможность увидеть что-то абсолютное новое в мире», — рассказывает мне студентка из Финансового университета, которая сейчас работает над дипломом о последствиях пенсионной реформы. «Все места имеют обратную темную сторону. Происходит какое-то публичное собрание людей, допустим, митинг. Есть очень понятная сторона, которую мы видим: много людей пришли, чтобы попросить что-то изменить в законах, но нужно смотреть и на обратную сторону явления», — продолжает девушка. — Может быть, у них были какие-то другие мотивы прийти: прийти, потому что тебя попросили прийти, прийти, потому что это важно для твоей карьеры».
— Те мотивы, которые ты озвучивала, обычно власть их озвучивает. Что на митинг приходят, потому что им заплатили, например, — говорю я, пытаясь понять, оперируют ли в Кремле с помощью инструментария темной философии.
— Это другой взгляд. Власть таким образом пытается отрицать их желания, но темная сторона не отрицает светлую, есть та и другая. Одно не отрицает другое, просто второе дополняет первое.
«Дизайн красивый у нового “Логоса”, необычный», — говорит мне студентка МВШСН. Два черных тома журнала, завернутые в черный конверт — такова дизайнерская идея издателей — уже стоят на столе перед посетителями презентации. За столом сидят представители «Логоса»: Валерий Анашвили, Александр Вилейкис, Полина Ханова и Никита Сазонов. Они рассказывают, какие задачи ставили перед собой во время работы над новым номером и про что можно в нем прочесть.
Среди слушателей я замечаю Валентина Кротова, члена «Евразийского союза молодежи» — политического сообщества, состоящего из последователей российского философа Александра Дугина. Сами редакторы журнала «Логос» признавались, что повышенный интерес к их последнему проекту отчасти вызван из-за возникающей у читателей ассоциации между названием номера журнала и Дугиным. У этого российского мыслителя и публициста выходила книга под названием «В поисках темного логоса». В содержании презентуемого номера «Логоса» имени Дугина не встретить, хотя в одной статей все же критически разбирается его философская деятельность. Академические философы Дугина в свои ряды принимать не спешат.
«Русский логос — это свет, счастье и благо всего человечества», — резюмирует философию Дугина в разговоре со мной Яков Охонько. «Дугин — это академический фикшн. Это очень политически ангажированная мысль, производство идеологемы», — считает ответственный секретарь «Логоса».
Я спрашиваю Охонько о том, можно ли проинтерпретировать современную российскую повестку с помощью темной философии — например, «Шиес» или «московское дело». «Шиес — да, Грета Тунберг к темной экологии имеет прямое отношение как альтернативный либеральному мейнстриму взгляд», — отвечает Яков. Однако он обращает внимание, что журнал занимается фундаментальными исследованиями, а на актуальные события реагируют в Facebook.
«Многие страны должны порушить свою экономику, чтобы стать экологичными», — говорит мне куратор Центра новой философии Александр Вилейкис, когда мы обсуждаем, темным или светлым воином экологии является Грета Тунберг. «Много инфраструктурных и институциональных проблематик, которые лежат за этой простой темой и в этом нужно разобраться. У меня была мысль сесть и написать об этом большую статью, но, естественно, ни в коем случае не критиковать, потому что Грета делает правильно и много. Она привлекает к этому внимание и дальше стоит в этом разбираться. И я вижу, что один из мировых лидеров говорит то же самое, я вижу, что это говорит Владимир Путин. Не понимаю, кто был его спичрайтером. Я хотел написать то, что сказал Путин, это очень странно», — признается философ.
«Спасибо вам, дорогие друзья. Ваш интерес — это то, что поддерживает нашу активность. Для нас очень важно, что вы в таком количестве здесь собрались», — обратился главный редактор журнала «Логос» Валерий Анашвили к слушателям, завершая встречу. Ему ответили аплодисментами более сотни пришедших.