Экологическое бедствие в Усолье-Сибирском (где в прошлом году разлив ртути привел к масштабному загрязнению почвы, воздуха и реки Ангары) было настолько серьезным, что для его устранения понадобилось вмешательство Владимира Путина; он назвал случившееся «катастрофой». Ликвидировав самые масштабные загрязнения, городские власти и промышленники теперь хотят построить здесь предприятие по переработке вредных отходов со всей Иркутской области. Но не временное, как планировалось ранее, а постоянно действующее, утверждают обеспокоенные местные общественники. О страхах жителей и о том, как особый экономический статус города, кажется, создал городу большую проблему — в материале «МБХ медиа».
В ноябре минувшего года «МБХ медиа» писало о том, как после закрытия местного градообразующего предприятия «Усольехимпром», занимавшегося производством карбида кальция, хлора и других веществ, на территории этого завода обнаружили более 600 тонн ртути, а также других вредных веществ в цистернах и подземных скважинах.
После ртути. Как Усолье-Сибирское справляется с химической угрозой от закрытого завода
Небольшой город в Иркутской области на берегу...
Находка вскрылась в июне 2020 года, когда на предприятии прорвало дамбу и из бывших очистных сооружений яд попал в Ангару. Опасные отходы копились на территории «Химпрома» (как его называют местные жители) около полувека, но утечки хлора с завода бывали и раньше — и в 90-е, и в 2000-е. В начале прошлого десятилетия предприятие, на котором в лучшие годы трудилось до 11 тысяч усольчан, встало. А к 2017 году и вовсе было ликвидировано.
Известно, что в 2019 году в город приезжала глава Росприроднадзора Светлана Радионова, после чего с предприятий города специальные службы вывезли около 100 тонн опасных веществ. Однако проблему это не решило. Несмотря на отсутствие новых вредных выбросов, концентрация вредных веществ в здешнем городском воздухе по прежнему превышала норму в сотни раз. В первую очередь — из-за испарений уже проникших в почву и воду, и главный из них — ртуть, использовавшаяся на производстве. Кроме того, и в самой промзоне все еще хранятся ядовитые вещества.
Опыт отцов
К ноябрю 2020 года главным ликвидатором на «Химпроме» была назначена предприятие «Федеральный экологический оператор» — дочерняя структура «Росатома».
Уже зимой 2021 его сотрудники заявили, что лучшим решением проблемы было бы строительство на этом месте завода по переработке отходов. На очистку города компания запросила 48,5 миллиардов рублей и договорилась с правительством о финансировании работ за счет национального проекта «Экология».
Теперь активисты протестуют именно против завода. По их мнению, его появление в Усолье-Сибирском только усугубит ситуацию: город может стать полигоном для переработки опасных отходов со всего региона.
«Мы всю жизнь живем рядом с вредным производством и на своем опыте знаем, что такое воздействие химикатов. Наши родители оставили свое здоровье на «Химпроме», пока он работал, — рассказывает «МБХ медиа» местная активистка, главная противница планов «Росатома» Дарья Дорогова. — Мы знаем на их примере, как еще в достаточно молодом возрасте у человека «сыплются» зубы, ногти, знаем сколько у нас в городе астматиков, аллергиков. И мы не хотели бы повторения этой ситуации с нашими детьми».
Другой местный активист, бывший журналист Амид Расулов давно занимается проблемой Усолья. Он резюмирует позицию недовольных горожан так: «Мы бились за то, чтобы площадка была очищена, и никаких разговоров о том, что на месте «Усольехимпрома» возникнет новое предприятие не было. Сейчас мы хотим, чтобы поручение президента о ликвидации отходов было выполнено. Но сразу после этого мощности временного перерабатывающего комплекса были разобраны и увезены обратно».
Проблемы диалога
В апреле этого года «Росатом» отчитался о части работ по очистке и успел заявить, что к 2024 предварительные работы на объекте будут завершены полностью. В целом, утверждают в корпорации, территория «Химпрома» будет приведена в безопасное состояние и станет пригодной для создания тут новых производств. Одним из таких станет экотехнопарк по переработке промышленных отходов «Восток».
Технически такой комплекс — это мобильная установка, представляющая собой несколько практически полностью автоматизированных блоков, объясняют активисты. В случае необходимости она привозится на место, монтируется, а после завершения выполнения задачи, может быть перевезена в другое место.
«Но мы, как моногород, считаемся «территорией опережающего развития», на которой установлен особый правовой и налоговый режим ведения предпринимательской и других видов деятельности. Вот исполнитель и решил воспользоваться этим, решив открыть тут не временное, а постоянное предприятие», — говорит Дарья Дорогова. И сетует на то, что компания не спешит вступать в диалог с местными жителями, в то время как администрация поселения уже успела встать на сторону «Востока».
«В общественных слушаниях, состоявшихся 28 апреля, большинство заинтересованных горожан принять участие не смогли — их провели днем», — свидетельствует она. Дарья утверждает, что городские власти на автобусах свезли на мероприятие бюджетников, которые «проголосовали так, как нужно» — хотя такое голосование и не предполагалось заявленным регламентом.
Европейские технологии
Информация, представленная на слушаниях, настаивает активистка, имеет серьезные нестыковки с документацией по проекту.
«Если в их презентации утверждалось, что от планируемого комплекса не будет выбросов в атмосферу, то в документации такие выбросы уже указаны, — говорит Дорогова. — Причем, так или иначе, это тяжелые металлы, которые имеют свойство накапливаться в организме».
В ответ на опасения активных граждан городские власти утверждают, что территория бывшего химического завода в целом уже подготовлена для безопасного размещения там нового химического производства. Экотехнопарк «Росатома» станет, по сути, продуктом модернизации уже существующей инфраструктуры, важной составной частью «современного химического кластера, создаваемого в городе Усолье-Сибирское», говорится в ответе городской администрации на одно из писем активистов. В нем же они обещают не допустить нового накопления отходов и повторения ситуации, уже приведшей к катастрофе в прошлом году.
На объекте, по их словам, будет произведен весь спектр процедур по оценке влияния предприятия на окружающую среду под наблюдением Экологического совета Иркутской области. Сам же комплекс аналогичен «заводам Европы, которые находятся в черте больших городов в Германии, Швейцарии и Австрии». Эксплуатация импортного оборудования будет вестись специально обученным персоналом, «в строгом соответствии с регламентом».
Впрочем, официальный ответ администрации города почти дословно совпадает с таким же ответом самого ФГУП «Федеральный экологический оператор» (оба имеются в распоряжении «МБХ медиа»). Активисты не доверяют обоим.
Глас народа
Местные общественники подчеркивают, что пока не видели документов, которые могли бы подтвердить слова чиновников и планируют заказать собственную, независимую экологическую экспертизу проекта.
«Первоначально речь шла об утилизации накопленного вреда, но теперь мы слышим, что к нам в город будут свозить опасные отходы со всего региона, документы говорят о мощности установки в 50 тысяч тонн в год, но это небольшая цифра. Чтобы переработать только то, что есть уже есть у нас, у нее уйдет по разным оценкам не один год, — настаивает Дарья Дорогова. — Нам объясняют что ограничиться утилизацией — невыгодно. Интересно, почему невыгодно — если работы проводятся на федеральные, бюджетные деньги, в рамках проекта «Экология»? Более того, о очистке части зараженных объектов «Росатом» и вовсе не ведет речи».
Неучтенный очаг, о котором говорит активистка — это так называемый шламонакопитель, который находится чуть дальше, чем сама территория бывшего «Химпрома» и по факту выглядит как целое озеро отходов глубиной с пятиэтажный дом.
Сейчас с соратниками она уже подала в прокуратуру жалобу о признании слушаний недействительными, а также собирает подписи за проведение городского референдума: «Чтобы жители сами решили нужен им этот завод или нет». Ранее активисты собрали около 7,5 тысяч подписей против строительства комплекса. Всего же в городе проживает около 76 тысяч человек. То есть как минимум каждый десятый усольчанин уже высказался против возведения этого объекта.