Профессор НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи Анатолий Альтштейн рассказал «МБХ медиа», что массовое производство вакцины от коронавируса в России будет налажено только к 2021 году, объяснил механизм ее работы и назвал «крайне маловероятным» то, что у российской политической элиты был доступ к вакцине еще в апреле, как сообщал Bloomberg.
В России разрабатывается около десяти вакцин от коронавируса, включая вакцины научного центра «Вектор» и ФНЦ имени М.П. Чумакова, но ближе всех к завершению работа над вакциной в Национальном исследовательском центре эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи, рассказал «МБХ медиа» профессор Анатолий Альтштейн.
По его словам, Министерство обороны помогает НИЦ имени Гамалеи в организации производства. Центр начал разрабатывать вакцину в феврале-марте, исходный материал для вакцины был создан в апреле, в июне начали клинические испытания на добровольцах.
«Министерство обороны помогает в организации первой фазы, то есть клинического исследования вакцины, на людях. Сначала это были разработчики, которые испытывали вакцину на себе, потом это были здоровые добровольцы разного возраста, которым платят деньги, — рассказывает Альтштейн. — Их клали в госпитали, тщательно обследовали, вводили вакцину, наблюдали за ними, обследовали, через 20 дней снова вводили вакцину, опять следили и обследовали, брали у них кровь и исследовали ее на наличие антител. Думаю, это были люди, которые находятся в Москве, не исключаю, что это были военнослужащие, но могли быть и штатские. Я сам к этим испытаниям отношения не имел. Как выборка производилась, тоже не могу сказать».
Разработка вакцины происходит в сжатые сроки, но схема приготовления подобных вакцин в НИЦ уже отработана: центр сделал вакцину для профилактики вируса Эболы в Африке по такому же принципу.
«Опыт был довольно большой. Как только получили задание и средства, так эту вакцину и сделали за считанные месяцы, — говорит профессор. — Принцип такой: используется вирус-вектор ( «транспорт» для доставки генетического материала в клетки. — «МБХ медиа»). В качестве вируса-вектора использован аденовирус человека. Из генома этого вируса удален фрагмент, без которого вирус не может размножаться в организме человека, но [в центре Гамалеи] есть специальная линия, на которой такой вирус с выделенным фрагментом может размножаться. Генно-инженерным способом в геном этого вируса вставили ген, полученный от коронавируса, отвечающий за поверхностные коронавирусные белки — S-ген. Этим модифицированным вирусом заражают клетки, и он прекрасно размножается в этих клетках, потому что клетки специальные, они компенсируют фрагмент, который был из него выброшен. Этот вирус накапливают в большом количестве, очищают — он и есть вакцина. Когда этот вирус вводят в организм человека, он не может размножаться, но может проникать в клетки, вводить свои генетические материалы вместе с геном коронавируса, в клетке начинается синтез белков, в том числе коронавирусных белков, и этот белок иммунизирует человека против SARS-Cov-2».
По словам Альтштейна, в клинических исследованиях приняли участие около 70 человек официально, какое-то количество добровольцев испытали вакцину на себе неофициально, самой разработкой занимались больше десяти человек. Сейчас заканчивается тестирование на безопасность вакцины, в начале августа предполагается ее государственная регистрация и получение разрешения на ее использование. Вакцина будет произведена в небольшом количестве, говорит профессор, порядка тысячи доз. И в сентябре снова будут изучать ее безопасность.
Пока вакцины недостаточно для того, чтобы повлиять на эпидемию коронавируса и понять, насколько она защищает. Исследования займут несколько месяцев, об эффективности вакцины можно будет говорить только к 2021 году, когда в России будет организовано ее производство. Возможно, для этого привлекут частные компании, а технологию получения вакцины потом предоставят другим странам, предполагает Альтштейн.
«Воспользоваться вакциной люди смогут в основном в следующем году, потому что производство достаточно кропотливое, — говорит профессор. — Показано, что вакцина безвредна, но с учетом дополнительных людей только человек сто смогли испытать ее на себе, дальше будет исследование на тысячу человек, количество будет расширяться, пока не будет привито достаточно людей, чтобы говорить об эффективности вакцины. Конечно, это все будет на добровольной основе. Заставлять никого не будут. Заключенных, извините, для этого привлекать, я думаю, не нужно, как и кого-то заставлять».
Ранее лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил испытывать вакцину от коронавируса на заключенных, уменьшая, в качестве награды, срок пребывания в местах лишения свободы в два раза.
Сейчас ученые предполагают, что вакцинацию нужно будет проводить раз в два года, но, как будет на самом деле, пока неясно. Нужно будет изучать, как сохраняется иммунитет и какова напряженность иммунитета.
Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что в Москве коллективный иммунитет от коронавируса выработался примерно у 60% населения. «Вопрос, откуда взялась такая цифра, действительно ли есть такой иммунитет — к Сергею Семеновичу. Я не знаю, откуда он взял эту цифру, и полагаю, что в центре тоже не знают, откуда берется такая цифра», — говорит Анатолий Альтштейн.
Источники агентства Bloomberg рассказали, что российская элита получает экспериментальную вакцину от коронавируса еще с апреля, но Альтштейн говорит, что в то время это было невозможно. Он объясняет: «Я думаю, скорее всего, этого не делалось, а, если делалось, это очень странно, потому что между людьми и подопытными животными большая разница. Если кто-то и получал вакцину неофициально, то позже, где-то в июне, может, и давали таким людям. Но в апреле, когда еще не были закончены испытания, это крайне маловероятно, думаю, это фейк».