В Турции завершился процесс над обвиняемыми в убийстве российского посла Андрея Карлова на открытии фотовыставки в Анкаре. Всего в деле было 28 фигурантов, пятеро из которых получили пожизненные сроки. Вину турецкие власти возложили на сторонников оппозиционного проповедника Фетхуллаха Гюлена, которых уже давно преследуют по всей стране и за ее пределами. О финале громкого процесса — в материале «МБХ медиа».
Смерть на выставке
Приговор по делу об убийстве Андрея Карлова был вынесен спустя больше четырех лет после самого преступления. Российского посла застрелили 19 декабря 2016 года в Центре современного искусства Анкары на открытии фотовыставки «Россия глазами путешественника: от Калининграда до Камчатки». 22-летний Мевлют Мерт Алтынташ, прошедший на мероприятие по документам полицейского, выпустил в спину дипломату девять пуль прямо в тот момент, когда тот стоял у стойки с микрофоном и произносил речь перед камерами. При этом преступник выкрикивал фразы «Не забывайте Алеппо!», «Не забывайте Сирию!» и «Аллах Акбар!». Кроме того, Алтынташ несколько раз выстрелил в других людей, три человека получили ранения (все — граждане Турции). После прибытия на место полицейских спецподразделений убийца был застрелен.
Российский МИД назвал убийство Карлова терактом, а Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье об акте международного терроризма, повлекшем причинение смерти человеку. Главы двух государств Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган договорились о совместном расследовании преступления. По мнению российской стороны, целью убийства был срыв примирения двух стран после инцидента с уничтожением российского Су-24 в Сирии. С похожими заявлениями выступили и турецкие чиновники.
Самому Карлову на следующий день после убийства было присвоено звание Героя России посмертно. Его именем названы улицы в Анкаре и Москве.
Расследование и версии убийства
Через несколько дней после убийства ответственность за него взяла на себя сирийская вооруженная коалиция «Джейш аль-Фатх». Боевики заявили, что Алтынташ был членом их группировки и пояснили, что преступление было «местью за женщин, детей и стариков в Алеппо».
Между тем, Эрдоган почти сразу же стал утверждать, что Алтынташ был сторонником Фетхуллаха Гюлена. Этот проповедник считается одним из главных политических противников президента страны. С 1999 года он живет за пределами Турции, а в 2014 стамбульский суд выдал ордер на арест Гюлена. В июле 2016 года, за несколько месяцев до убийства Карлова, в Турции произошла попытка военного переворота, в организации которой власти также обвинили Гюлена и его движение «Хизмет» (власти страны используют название FETO — «террористическая организация Фетхуллы)».
Гибель российского посла стала для Эрдогана еще одним поводом напомнить об опальном проповеднике. «Я должен прямо сказать — эта грязная организация до сих пор действует в армии и полиции», — заявил президент Турции, подчеркнув, что чистки, начатые после попытки переворота, будут продолжены.
В таких условиях следствие предсказуемо сосредоточилось именно на «гюленистской» версии убийства Карлова, а исламистский след практически не рассматривался. Расследование преступления продолжалось около двух лет, а сам судебный процесс растянулся еще примерно на полтора года.
Осужденные
В число обвиняемых по делу вошли сам Фетхуллах Гюлен, организатор фотовыставки Мустафа Тимур Озкан, глава медиагруппы Guru Хайреддин Айдынбаш, сотрудник полиции и сослуживец Алтынташа Серджан Башар и многие другие. Среди предъявленных прокуратурой обвинений были нарушение конституционного порядка, членство в вооруженной террористической группировке и преднамеренное убийство с террористическими целями.
В итоге самый суровый приговор — два пожизненных срока — получил программист Шахин Сегют, который, по версии обвинения, был куратором и наставником убийцы. Его жену Айшэ приговорили к девяти годам. Еще один сослуживец Алтынташа Салих Йылмаз также получил пожизненный срок — утверждается, что именно он отдал приказ об убийстве. По 15 лет тюрьмы получили два бывших офицера военной разведки Турции Вехби Кюршад Акалин и Хусейн Кётюдже, которые якобы снабжали гюленистов ценной информацией и помогали им готовиться к убийству. Сравнительно небольшой тюремный срок получил даже фотограф Мустафа Тимур Озкан, работы которого были представлены на той самой выставке. На 10 лет был осужден организатор выставки, бывший журналист Хайреддин Айдынбаш — по версии обвинения, вместе с Озканом они несколько раз организовывали подобные мероприятия, чтобы заманить Карлова на одно из них.
Девять человек, включая Гюлена, были приговорены заочно. Никто из осужденных свою вину не признал. По словам Акалина, он и другие фигуранты дела были вынуждены дать показания под пытками.
У российской стороны к приговору никаких вопросов не возникло. «Вызывает удовлетворение, что правоохранительная и судебная системы Турции, наконец, вынесли решение в отношении этого трагического инцидента, оставившего тяжелый след в истории современных российско-турецких отношений», — говорится в заявлении МИДа России.