По мнению членов Совета Федерации, компьютерные игры с элементами насилия способствуют агрессивному поведению у детей и подростков. Поэтому подрастающее поколение нужно оградить от таких игр, введя обязательную возрастную маркировку цифровых версий компьютерных игр. Мы поговорили с психологом и узнали, действительно ли компьютерные игры могут привести к подростковому насилию.
Разговоры о пагубном влиянии интернета и компьютерных игр на умы подростков возникают после каждого происшествия, в котором принимали участие дети — будь то расстрелы или взрывы в школах, жестокие драки или даже самоубийства. Еще в 1999 году после самого известного массового убийства в школе «Колумбайн» одной из возможных причин произошедшего называли увлечение убийц игрой Doom. Эту версию подхватывают и российские каналы в связи с участившимися нападениями на школы.
В итоге получаются страшилки о том, что после того, как подросток видит в игре насилие, он сразу идет убивать. Осенью 2018 года после нападения на колледж в Керчи эксперт «Вести FM» в эфире рассказывал о несуществующей игре «Дока 2», где детей учат «вынимать кишки по 10 минут» и делать это «в декорациях школы». А весной того же года депутат Госдумы Мария Кожевникова предложила «законодательно запретить играть в игры детям, не достигшим совершеннолетия» — к такому решению она пришла, прочитав историю подростка, который убил девушку и признался, что не раз думал об убийствах, играя на компьютере.
Однако не все психологи соглашаются с тем, что игры, в которых изображается насилие, могут повлиять на уровень агрессии ребенка. «Этот вопрос очень сложный, в научном сообществе споры все ещё ведутся», — объяснила нам Мария Данина, кандидат психологических наук и старший научный сотрудник Психологического института Российской академии образования.
По ее словам, жестокие сцены могут нанести ребенку в маленьком возрасте психологическую травму, которая может привести к развитию фобий или расстройств. Также она обращает внимание на феномен социального научения — когда люди учатся поведению, наблюдая за другими людьми. «В частности, наблюдение ребенком за тем, как экспериментатор бьет куклу, повышает вероятность агрессии ребенка к той же кукле», — рассказывает психолог.
Однако Данина отмечает, что исследования влияния именно видеоигр на уровень агрессии у детей часто показывают отсутствие такого воздействия. По ее словам, причин агрессивного поведения подростков может быть множество — обстановка в семье, психические расстройства, которые игнорируются семьей, эмоциональные травмы.
К таким же выводам пришли ученые СПбГУ, которые по инициативе Следственного комитета провели исследование причин деструктивного поведения несовершеннолетних. В конце 2018 года старший помощник председателя СК Игорь Комиссаров, ссылаясь на это исследование, сообщил, что «деструктивный контент» в интернете — не единственная и не основная причина агрессии и самоубийств у подростков.
«В большинстве случаев ребенок принимает решение о лишении себя жизни под воздействием сразу нескольких факторов в условиях длительной психотравмирующей ситуации и отсутствия понимания и поддержки со стороны окружающих», — рассказал Комиссаров. Среди таких факторов — проблемы в семье, часто внешне благополучной; стресс от учебы и подготовки к ЕГЭ, проблемы в общении со сверстниками и отсутствие внешкольных занятий. Для Следственного комитета такое мнение — прогресс, ведь в течение нескольких лет они упорно доказывали, что подростковые преступления и самоубийства часто совершаются под воздействием интернета.
В целом, возрастные маркировки на компьютерных играх — обычная практика как в России, так и за рубежом. В разных странах значки возрастных ограничений на видеоиграх немного отличаются, но смысл один и тот же: игры с graphic content — зрелищным изображением насилия, секса или употребления запрещенных веществ — запрещены для детей или предназначены для игры под наблюдением родителей. Мария Данина объясняет, что психика взрослого человека более устойчива к негативным образам и действиям, а значит вероятность получить эмоциональную травму у взрослых меньше, чем у ребенка. Однако утверждать, что именно компьютерные игры приводят к насилию в подростковой среде, нельзя — этому нет достоверных доказательств.