in

“Россия стратегическим соперником США не считается, а Китай считается”: почему Штаты не заинтересованы в продлении договора СНВ

Подвижный российский комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

 

Диалог между Россией и США по вопросам контроля над ядерными вооружениями снова возобновился. Вспомнили, как развивались российско-американские отношения в этой области в последние годы, и узнали, почему России продление договора СНВ-3 выгодно, а США — нет, и почему скоро можно будет говорить о конце эпохи контроля над ядерными вооружениями. 

 

«Мы активно работаем с Россией по вопросу соглашения по контролю над ядерными вооружениями. Думаю, можно сказать, что дела идут хорошо», — заявил президент США Дональд Трамп после переговоров с российской делегацией о перспективах контроля над вооружениями и продлении так называемого СНВ-3 — Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Переговоры состоялись 22 и 23 июня в Вене при участии заместителя министра иностранных дел Сергея Рябкова и специального представителя президента по контролю над вооружениями Маршалла Биллингсли.

Договор СНВ-3 — последний оставшийся в силе договор, направленных на сдерживание ядерного вооружения. В 2010 году его заключили президенты Барак Обама и Дмитрий Медведев — для взаимного сокращения развернутых стратегических ядерных вооружений. Кроме того, стороны должны были обмениваться информацией о числе боеголовок и носителей дважды в год. Договор был рассчитан на 10 лет с возможностью продления при согласии обеих сторон, срок его действия истекает в феврале 2021 года

 

Тенденция выхода США из международных договоров — выход из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности в августе прошлого года, выход из Договора по открытому небу в мае — заставляет предположить, что США могут отказаться от продления договора СНВ-3 и положить конец эпохе контроля над ядерными вооружениями. 

 

«Вся система стратегической стабильности на протяжении более чем полувека базировалась на принципах, заложенных в договорах по контролю над вооружениями, поэтому уход последней договоренности будет означать, что какой-то согласованной модели взаимного ядерного сдерживания не останется», — считает журналист-международник, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Это, по словам эксперта, не означает, что начнется ядерная война, но будет меньше ограничителей, позволяющих обеспечить возможность взаимного контроля.

Основанием и для прекращения действия ДРСМД, и — косвенно — для выхода из Договора по открытому небу стали обвинения России в нарушении их положений. Эксперты полагают, что выход США из договоров продиктован, скорее, курсом администрации Трампа на защиту суверенитета страны, который, по мнению президента, такие договоры ограничивают, и самой личностью президента, склонного действовать односторонне. К тому же договоры по контролю над вооружениями выгодны скорее России, чем США, поскольку военная мощь стран несопоставима: к примеру, американский военный бюджет на 2020 год в 16 раз превышает российский.

 

«Установка администрации Трампа, которая заключается в том, что этот договор, как и все договоры в этой сфере, не нужны, достаточно последовательно и линейно реализуется, — говорит Федор Лукьянов. — Администрации Трампа за ее короткое время работы удалось сильно продвинуться в направлении по их уничтожению. Договор СНВ — последний из договоров этой серии». При этом, по словам эксперта, продление договора — чисто автоматический жест, который ничего не требует от США, в то время как Россия должна продление ратифицировать. Позиция же России, считает эксперт, заключается в том, что нужно продлить договор на пять лет и, продлив его, работать над следующими моделями контроля над вооружениями.

 

Хоть в договоре СНВ-3 участвуют только две стороны — Россия и США — последние давно настаивают на включении в переговорный процесс Китая. США не отказались от своей позиции и в рамках последних переговоров: самым главным условием продления СНВ-3 Маршалл Биллингсли назвал привлечение к новому договору Китая, от чего тот уже успел отказаться. «Наша позиция такова, что, конечно, продление СНВ-3 на какое-то время возможно, но только при условии признания, что устаревшая конструкция двустороннего соглашения времен холодной войны, которая была решением только для двух стран, не работает в мире, где третья сторона, в этом случае Китай, стремительно наращивает потенциал», — заявил он. Кроме того, американская сторона настаивает на том, что договор должен охватывать российское тактическое ядерное вооружение и предусматривать эффективный механизм верификации, который позволил бы убедиться в том, что стороны соблюдают свои обязательства. 

 

«Это чистой воды демагогия, — считает Лукьянов. — Этот договор на Китай распространить невозможно. Если в качестве условия выдвигается китайское участие, значит должен быть придуман и разработан другой договор». Стремление вовлечь в процесс Китай, по словам эксперта, связано с тем, что США считают Китай основным стратегическим соперником: «Россия таковым не считается, а Китай считается. Сейчас вся американская политика перестраивается на конфронтацию с Китаем во всех сферах». Россия же, как заявил Сергей Рябков, выступает против вовлечения Китая в переговорный процесс, ссылаясь на его позицию.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.