Несколько дней назад мы опубликовали инфографику со средними зарплатами россиян по регионам. У многих возник вопрос: почему в моем регионе зарплата якобы 60 тысяч, когда все мои знакомые получают максимум 30? Объясняем, как Росстат считает зарплаты россиян, и почему этот показатель отличается от реальных доходов населения.
На сайте Росстата есть несколько показателей зарплат россиян. Для инфографики мы выбрали строчку «Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике по субъектам Российской Федерации в 2013-2019 гг.» — в ней есть разбивка по субъектам федерации и месяцам, а данные самые новые, за ноябрь 2019 года.
Номинальная заработная плата — это та сумма, которая прописана в договоре с работодателем, она не зависит от инфляции и цен на товары и услуги. Начисленная зарплата — это сумма, которую ваш работодатель вносит в ведомость или систему учета. После того, как из нее вычтут налоги, отчисления в ОМС и пенсионный фонд и другие удержания (например, алименты), она превращается в выданную зарплату. Причем если об НДФЛ в 13% знают все, то в расчетном листе не отражаются страховые и пенсионные взносы, которые за работника платит работодатель — на самом деле в общей сложности налоговая нагрузка может достигать 50% зарплаты, а не 13%, как принято считать. За счет этого номинальная зарплата может быть гораздо больше той, которую сотрудник действительно получит на руки.
Реальные же доходы населения — это моделируемый показатель, который оценивает, сколько товаров и услуг может купить человек на сумму своей номинальной зарплаты. Они напрямую зависят от экономической ситуации в стране или регионе, особенно от инфляции. В статистике Росстата реальные доходы населения показаны не в абсолютных значениях, а в относительных: на сколько процентов они выросли или упали по сравнению с предыдущим периодом. Из-за этого такую карту с реальными зарплатами россиян построить бы не получилось.
Реальные доходы россиян падали пять лет подряд — с 2014 до 2019 года они снизились на 10,7%. Если верить статистике Росстата, реальные доходы сейчас находятся на уровне 2010 года. В марте 2019 года Росстат объявил, что пересмотрит методику расчета этого показателя. Согласно старым подсчетам, в 2018 году реальные доходы россиян упали на 0,2%, а по новым — выросли на 0,1%.
Глава Росстата Павел Малков тогда рассказал, что новая методика будет более качественной, а результаты — более глубокими и обоснованными. По его словам, из-за того, что этот показатель рассчитывается с помощью моделей, такое долгое его падение означает, что модель нужно скорректировать. Кроме того, Росстат отказался от ежемесячной публикации этих данных и перешел на ежеквартальную.
Аналитики «ВТБ капитала» указывали на то, что старая методика Росстата недостаточно учитывала растущую онлайн-торговлю, а главный экономист «ВТБ капитала» по России и СНГ Александр Исаков утверждал, что новая система должна устранить существующие ошибки. Его поддерживали другие банковские эксперты: пусть данные будут публиковать реже, но зато они будут более качественными.
После пересчета оказалось, что реальные доходы россиян в третьем квартале 2019 года выросли на 3,3% по сравнению с тем же периодом 2018-го, а реальные располагаемые доходы (за вычетом обязательных платежей и скорректированные на инфляцию) – на 3%. Росстат отчитался, что рост произошел за счет лучшего учета «иных доходов от трудовой деятельности», включая «серую» зарплату. А экс-министр финансов Антон Силуанов добавил, что у роста доходов две объективные причины: снижение инфляции, которая привела к номинальному росту доходов; и снижение темпов потребительского кредитования — люди стали меньше платить процентов по долгам. Но кажется, по поводу этих данных не было общей точки зрения даже в правительстве. Тогда же министр экономического развития Максим Орешкин говорил, что не видит оснований для пересмотра методики расчета, а квартальным данным доверяет меньше, чем помесячным. А экономист Андрей Мовчан утверждает, что нынешние данные не соответствуют реальности — по его мнению, Росстат дает статистику в соответствии с ожиданиями властей, а не с реальным положением дел.
В декабре 2018 года у Росстата сменился глава: на место Александра Суринова, который возглавлял ведомство с 2009 года пришел Павел Малков, до этого работавший в Минэкономразвития. И до этого к публикуемой статистике возникали вопросы, но с новым руководителем Росстат начал менять методики расчета экономических показателей и пересчитывать данные с 2015 года «задним числом». Из-за этого экономисты регулярно обвиняют ведомство в «рисовании» статистики, которая основана не на реальной ситуации в стране, а на требованиях властей. Малков отрицает эти обвинения и считает, что Росстату нужно лучше объяснять публикуемые данные, тогда и вопросов к ним будет меньше.