in

«Зачем прокурор врет?»: второй день суда над Петром Милосердовым

Фото: Кузьмиченок Василий / ТАСС

 

В Нагатинском районном суде Москвы 8 мая прошло второе заседание по существу по делу политтехнолога Петра Милосердова, обвиняемого в организации экстремистского сообщества «Злой казах». Он находится под стражей с 25 января 2018 года. Адвокат Милосердова ходатайствовал о рассмотрении новых доказательств и запрашивал новые экспертизы, но судья Лариса Крутовская отклонила ходатайства защиты.

В начале судебного заседания прокурор Ковалев поставил суд в известность о том, что часть свидетелей обвинения не сможет явиться из-за тяжелого материального положения, но их показания изложены в обвинительном заключении. Как пояснил «МБХ медиа» адвокат Петра Милосердова Алексей Чернышев, речь об около 30 гражданах Казахстана.

«Стороной государственного обвинения представлены все доказательства, мы считаем их достаточными, — сказала коллега Ковалева. — Больше доказательств со стороны гособвинения не будет. Наши возможности практически исчерпаны. Нет необходимости затягивать процесс».

Адвокат Чернышев представил суду письменные доказательства — документы, подтверждающие, что Милосердов открыл счет в банке, сотрудничал с политическими партиями, был наблюдателем с правом совещательного голоса с 7 сентября 2015-го до задержания 25 января 2018 года, когда Милосердов находился в федеральном розыске.

«Мы считаем розыск необоснованным и немотивированным, никто моего подзащитного не известил и не искал. При этом он вел обычную гражданскую деятельность, занимался консультациями для политических организаций, участвовал в избирательных кампаниях, заключал гражданско-правовые договоры, и никто препятствий ему не чинил, несмотря на то, что он якобы был в розыске».

Сторона обвинения согласилась с важностью документов, так как они говорят о том, что Милосердов «не скрывался от следствия».

Затем адвокат Чернышев ходатайствовал приобщить к делу распечатку из Мосгоризбиркома, согласно которой Петр Милосердов участвовал в муниципальных выборах в своем родном Ломоносовском районе в 2012 году, когда, по версии обвинения, он вместе с Поткиным организовывал экстремистское сообщество. Судья приобщила все перечисленные документы к материалам дела.

Как и на прошлом заседании защита попросила вызвать на допрос следователя Наталью Талаеву. Адвокат предоставил копию рапорта и справку из скорой помощи о том, что после допроса Талаевой еще по другому делу в ночь с 12 на 13 ноября 2010 года Милосердова доставили в Склифосовского с сердечным приступом. Алексей Чернышев считает, что следователь Наталья Талаева «довела» его подзащитного до такого состояния. И после этого тот же следователь вел уголовное дело Милосердова.

По мнению адвоката, следователь Талаева из личной неприязни допустила множество ошибок и волокиту при проведении процессуальных действий: игнорировала доказательства невиновности, отказывалась вызывать свидетелей, предъявляла обвинения, которые позже были отклонены. «Все только для того, чтобы обосновать избрание меры пресечения в виде содержания под стражей, а затем растягивала следствие для увеличение срока», — говорит адвокат Черняшев.

«Я неоднократно писал заявления об отводе следователя, но не получал на них ответы, отчего я обратился в суд», — отмечает сам Петр Милосердов. Он в черном, сильно похудел, его волосы местами поседели.

Прокурор Ковалев не стал ознакамливаться с документами и сразу заявил: «Я считаю, что это немотивированные требования. Следователь — самостоятельное процессуальное лицо, которое имеет право вести следствие так, как он считает нужным. У стороны защиты было право излагать свою позицию, обращаться в следственные или судебные органы, если она с чем-то не согласна. Поскольку у нас нет документов, свидетельствующих о заинтересованности следователя, а предоставленные не заверены, происхождение их доподлинно неизвестно, я прошу отказать в удовлетворении данного ходатайства».

Суд согласился с прокурором.

Адвокат Чернышев ходатайствовал об исключении показаний Боровикова из материалов дела, так как тот признавал конфликт с Милосердовым и личную неприязнь к нему, а также мог включить в свои показания информацию, полученную от адвоката Сташевского, который представлял интересы обоих.

Прокурор заявил, что, наоборот, свидетель Боровиков никогда не заявлял о неприязни, а адвокат «искажает показания в выгодном для себя русле и дает им оценку, что в полномочиях одного суда». Судья Крутовская отказала и добавила: «Судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основываясь на имеющихся в данном уголовном деле доказательствах, руководствуясь законом и совестью, никакие доказательства не имеют заранее установленной силы».

Защита попросила произвести детализацию звонков и местонахождения телефона в феврале 2012 года, когда предположительно было создано экстремистское сообщество, чтобы установить, встречались ли Петр Милосердов и Александр Поткин в этот период или нет.

«В обвинительном заключении сказано, что мы с Поткиным обсуждали создание экстремистского сообщества у него на квартире. Я никогда у него дома не был», — объяснил Милосердов.

Прокурор возразил: Поткин заявлял о том, что поддерживал отношения и виделся с Милосердовым.

— Поткин давал показания о том, что поддерживал отношения и виделся с Милосердовым. Данный запрос только затянет судебное разбирательство, — считает гособвинение.  

— Зачем прокурор врет? — выкрикнул обвиняемый.

— Сядьте, пожалуйста, — успокоила его судья Крутовская. В этом ходатайстве тоже было отказано, так как, по мнению суда, оно не обосновано.

«Суду неизвестно, какие номера и сотовые аппараты использовались Милосердовым в обозначенный период», — заключила Крутовская.

К делу приобщили копию ответа Генпрокуратуры республики Казахстан, в котором сказано, что на территории страны обвиняемый не привлекался к уголовной ответственности и ведомство не направляло соответствующее поручение в компетентные органы России.

Милосердов попросил суд исследовать поддельный паспорт, в использовании которого его также обвиняют, не сделана ли фотография с помощью фотомонтажа. «Я удивляюсь, почему следователь об этом не ходатайствовал сам», — добавил обвиняемый.

Прокурор снова возразил, обосновывая это тем, что новая экспертиза может растянуть сроки рассмотрения дела «за пределы разумного».

Судья удалилась в совещательную комнату. Пока ее не было, Милосердов перебирал документы, сидя в «аквариуме», и спорил с Чернышевым о тактике защиты, а четыре товарища Милосердова, которые пришли его поддержать, обсуждали заседание.

Судья вернулась с решением отказать и в этом ходатайстве. Обвиняемый потребовал предоставить ему протокол для ознакомления, так как «возникли разночтения с прокурором».

— Я не придерживаюсь ничьей точки зрения. Ни защиты, ни обвинения. Все будет внесено в протокол. Когда секретарь изготовит, мы его вам предоставим. Я ни в коем случае не лишу вас этого права, — говорит судья Лариса Крутовская.

— Так вы и после приговора можете ознакомиться с протоколом, — возмущается Милосердов.

В последнем ходатайстве этого заседания адвокат попросил направил запрос в Минюст, чтобы установить, внесены ли в Федеральный список экстремистских материалов «Злой казах» и «Ориентировочный план мероприятий по подготовке акций на 16 декабря» — главные доказательства обвинения. Прокурор Ковалев возразил: список находится в общем доступе в интернете. Судья снова с ним согласилась.

«Неудивительно, что судья отклонила большую часть ходатайств защиты. Это статистика. У нас, грубо говоря, оправдательных приговоров не бывает, доказательства защиты суду просто не нужны, — сказал «МБХ медиа» адвокат Чернышев. — Обвинение абсурдное, но мы вряд ли сможем добиться оправдательного приговора в реалиях нашего правосудия».

Следующее заседание состоится 20 мая.

Петр Милосердов изначально проходил свидетелем по делу националиста Александра Поткина (Белова), лидера Движения против нелегальной иммиграции и основателя Этнополитического объединения «Русские», признанного в 2015 году экстремистской организацией. По заказу Поткина, как утверждает политтехнолог, он провел политологическое исследование и сделал экспертный доклад о ситуации в Казахстане.

Сейчас Петра Милосердова обвиняют в создании экстремистского сообщества (ч. 1 ст. 282.1 УК). По версии обвинения, в 2012 году Поткин и Милосердов создали экстремистское сообщество «Злой казах», участники которого собирались свергнуть власть в Казахстане. Также Милосердов обвиняется в использовании поддельного паспорта и пособничестве в подделке документа.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.