in

«Самокаты — классное решение». Эксперт ЦОДД — о средствах индивидуальной мобильности

Прокат электросамокатов
Прокат электросамокатов. Фото: Сергей Ведяшкин / агентство «Москва»

С начала сезона москвичи совершили больше 2,5 млн поездок только на прокатных электрических самокатах. Многие из этих поездок закончились травмами, скандалами и драками. Руководительница отдела по работе в очагах аварийности Центра организации дорожного движения города Москвы Яна Мерцалова рассказала «МБХ медиа», что городские власти делают для того, чтобы сгладить конфликт между самокатчиками и пешеходами.

Напряжение между самокатчиками и пешеходами в Москве не спадает, их война за тротуар даже не думает заканчиваться. Городские власти пытаются регулировать ситуацию при помощи договоренностей с владельцами прокатов самокатов и лоббируют изменения в правила дорожного движения, которые наконец-то определят «средства индивидуальной мобильности» (СИМ) и введут их в правовое поле. Тем временем, не дожидаясь правового статуса, на рынке появляются новые игроки: свой кикшеринговый сервис открывает «Яндекс». «МБХ медиа» поговорило о возможном развитии ситуации с экспертом ЦОДД.

 — Насколько я сейчас вижу, происходит серьезный конфликт между владельцами и арендаторами электросамокатов, с одной стороны, и пешеходами, которые их ненавидят и постепенно начинают призывать к судам Линча. Происходит это, насколько я могу судить, из-за того, что они находятся на тротуаре. Почему электросамокаты оказываются на тротуаре?

Начальница отдела по работе в очагах аварийности ЦОДД города Москвы
Яна Мерцалова

— Есть очень важный момент, связанный с тем, что в нормативном поле такой категории, как «средство индивидуальной мобильности», не существует. И сложилась такая ситуация: рынок стремительно развивается, количество поездок лошадиными темпами растет: еще в 2019 году это было порядка 400 тысяч поездок в сезон. В прошлом году их было уже 2 млн, а в этом году сезон только начался и к началу июля количество поездок уже перевалило за 2,5 млн. То есть количество поездок растет в геометрической прогрессии. И это только прокат, мы не имеем доступа к сведениям о личном транспорте.

—  Но такие прокаты в Москве не могут появиться без благословения московского правительства. Получается, что оно поощряет этот тип передвижения при отсутствии законодательной базы.

— Какая интересная формулировка. Смотрите, это частный бизнес. Транспортный комплекс не занимается регулированием бизнес-составляющей, мы взаимодействуем с компаниями проката в тех вопросах, которые касаются безопасности, но это, опять же, пограничные вопросы, они часто находятся на стыке с благоустройством.

— Хорошо, в чем заключается взаимодействие в вопросах безопасности?

— Есть стратегические задачи и есть те, которые необходимо реализовывать здесь и сейчас, потому что ситуация развивается очень динамически. Сейчас аварийность растет соразмерно тому, как растет количество пользователей СИМ. И в стратегической части — это совместное обсуждение тех пунктов, которые должны войти в правила дорожного движения.

До выхода «Яндекса» на рынок в Москве было порядка 11 тысяч прокатных электросамокатов. Количество СИМ в частных руках посчитать невозможно.

— То есть эти арендные компании дают вам какие-то консультации, какие-то предложения по тому, что должно войти в ваш проект ПДД?

— Нет, я бы так не сказала. Мы с ними обсуждаем специфику их работы. Стараемся получить понимание того, как осуществляются поездки, сформировать некий портрет пользователя, какие маршруты пользуются популярностью, понять какого рода повреждения бывают у самокатов — у них это тоже все фиксируется. И это все мы плюсуем к той аналитике, которую мы делаем сами, связанную с аварийностью, связанную с теми обращениями, которые к нам поступают, и на основе этого мы проработали наши ключевые предложения в ПДД.

Какие данные вам дают прокатные компании?

— Насколько они планируют расширяться, как у них перемещается этот транспорт, как использовать инфраструктуру, потому что, как вы знаете, прокатные самокаты активно паркуют, в том числе, на велопарковках Московского правительства. Это тоже проблема, их так много, что они перегораживают тротуар. Есть часть вопросов, в которых они без нас не могут, но и для нас важно понимать, что происходит с их оснащением, с теми особенностями движения, которые они фиксируют.

Катание на электросамокатах в Москве
Катание на электросамокатах в Москве. Фото: Александр Авилов / Агентство «Москва»

То есть у вас есть доступ ко всем маршрутам всех самокатчиков?

— У нас нет. Это же бизнес. Они какие-то выводы нам дают. Среднюю продолжительность поездки, расстояния… 

— О чем вам удалось договориться с владельцами прокатов?

— У нас получились «медленные зоны» (мы так это назвали) в местах наибольшего пешеходного потока. Когда человек на электросамокате попадает в эту зону, он автоматически больше 15 км/час ехать не может, то есть через спутник сразу блокируется режим «спорт». Также среди этих «медленных зон» есть зоны нулевой скорости. Парк Зарядье, например. Была еще территория ЗИЛ, сейчас ее отменили, потому что там сейчас будет где ездить. 

Это называется «технология геофенсинга», то есть она достаточно доступна, но пока что она фиксирует координаты, но не привязана к наличию или отсутствию инфраструктуры, например, велодорожек. Это уже наши мечты. 

К вопросу о том, что кто-то оказывается на тротуаре, — сейчас, поскольку это никак не регламентировано, никто это не контролирует — ни в парках, ни на улично-дорожной сети нет какие-то отдельных патрулей, которые могут как-то останавливать и говорить: «Нет, шуруй на дорожку».

— А зачем патрули, если на улично-дорожной сети есть полиция, Росгвардия, ГИБДД, парковщики, инспекция ЦОДД, 

— Я абсолютно согласна. Но, признаться, ГИБДД скорее без энтузиазма относится к тому, что у них добавится еще и необходимость администрировать вот это вот все.

— Да, штрафа нет, значит план нельзя ввести.

— При этом я общаюсь с людьми, которые занимаются городской средой в других городах, которые тоже сталкиваются с этой проблемой, как и в Москве.

Я говорила с людьми из других регионов России, и там полиция не чувствует себя растерянной — они поняли, что люди недовольны и можно отлавливать самокатчиков, брать с них штрафы. Они нашли у себя инструмент, хотя законов и нет.

— Где должны ездить самокатчики? Как должны выглядеть правила для самокатичков, для СИМов?

— В тех предложениях, которые мы направили, мы идем к тому, чтобы максимально приравнять СИМ к велосипедам с точки зрения правил движения и мер ответственности. Мы хотим ввести ограничение скорости. Все средства индивидуальной мобильности, которые могут достигать скорости выше 25 км/час, должны быть признаны мопедами и на них должны распространяться соответствующие правила­­ ­— что на них нужно получать права, использовать защитный шлем и ездить по проезжей части. Но тогда тебе уж точно нельзя никуда на велоинфраструктуру. А все, что вписывается в рамки 25 км/час, ездит по такому принципу: приоритет — это велоинфраструктура, при ее отсутствии — тротуар, при отсутствие тротуара — это край проезжей части.

Катание на электросамокатах в Москве
Катание на электросамокатах в Москве. Фото: Софья Сандурская / Агентство «Москва»

— Но это не как велосипед. У велосипеда велодорожка либо проезжая часть, а на тротуар просто нельзя. А зачем СИМы на тротуаре?

— На тротуаре мы прописываем такие правила: скорость не выше 20 км/час, а при наличии помех для пешеходов двигаться со скоростью потока либо спешиться. На практике, в большинстве случаев, нет возможности передвигаться по тротуару, потому что там почти всегда есть люди. Но, при этом, в вечернее, ночное время — пожалуйста. Мы считаем необходимым дать статус транспортного средства СИМам, но под СИМами мы подразумеваем именно устройства с двигателями. Обычные самокаты, ролики и скейты мы не учитываем. Что это дает? Это дает нам возможность администрирования, это значит, что мы будем иметь возможность иметь информацию о тех ДТП, которые происходят.

— Сейчас вы разве ее не получаете?

— Сейчас ГИБДД фиксирует, только если это столкновение СИМ с транспортным средством. То есть, если автомобиль столкнулся с самокатом, мы это узнаем. А если самокат наехал на пешехода, или два самоката столкнулись — сейчас это официально не прописано. Получается, это два пешехода столкнулись. Абсурд! Вне нашего поля зрения оказывается большое количество всех этих инцидентов, из-за которых люди сейчас очень переживают. Но, это не транспортное средство, да и вообще, по сути, их нет сейчас в правовом поле. Это получается как драка.

За 6 месяцев 2021 года в Москве произошло 97 аварий с участием СИМ, включая 45 аварий на обыкновенных самокатах без электропривода. Погиб 1 человек. Но это статистика ГИБДД, которая включает только столкновения СИМ с транспортными средствами. Сколько было наездов на пешеходов мы официально узнать не можем до принятия новых правил.

— Я понял. Скажите пожалуйста, а что прямо сейчас вы будете делать со всем этим? Прямо сейчас есть волна инцидентов.

— Сейчас вот сделали медленные зоны. Потому что самая большая проблема — это, конечно, скорость. Точно так же с автомобилями. Точно так же и со всеми другими: и с СИМ, и с велосипедами — это высокая скорость. Соответственно, снижая скорость там, где плотный пеший поток, мы получаем все-таки какую-никакую, но гарантию того, что травматизм у нас будет снижаться. 

— А что вы думаете насчет идеи возбудить уголовное дело против компании за услуги ненадлежащего качества, как это произошло в Питере?

— Я не думаю, что эта позиция всего транспортного комплекса Москвы, но мое мнение — когда человек приходит и покупает нож в магазине, один идет и готовит ужин, а другой режет свою семью. Зачем судить продавца ножей за то, как люди поступают с купленным товаром? Это неразумно.

В ряде городов полицейские ощутили возможность подзаработать. Мне подруга из Калининграда написала, что там начали останавливать и штрафовать самокатчиков просто за нарушение общественного порядка. В Татарстане тоже, там жестко рублем начинают орудовать. В том числе и с компаниями проката, не через суды, а просто через определенные городские регламенты. В чем смысл заводить уголовные дела? Убить бизнес?

— Убить бизнес, пойти на поводу у общественного мнения, которое категорически ненавидит самокатчиков.

— Я бы вообще постаралась избегать таких категоричных суждений. Действительно, есть очень насыщенная полемика между пешеходами и теми, кто нарушает скоростной режим. Но с точки зрения развития городской мобильности и экологичных видов транспорта, самокаты — это очень классное решение. Мы из вот этой полемики абсолютно исключаем людей, которые используют СИМ как полноценный транспорт, ездят на них на работу.

В Москве обычно между домом и работой расстояние 25 километров. Кроме этого, у нас восемь месяцев в году снег, грязь слякоть, а еще кроме того у нас ужасное дорожное покрытие и на тротуарах, и на дорогах. 

— Ну смотрите, у нас развились сервисы доставки. Они пользуются велосипедами и самокатами круглогодично и очень не согласились бы с формулировкой про сезонность и неподходящий для микромобильности климат. Да и среди обычных пользователей популярность круглогодичной езды растет. 

— Расскажите, пожалуйста, про ваш проект поправок в ПДД. Я так понимаю, что он, в общих чертах, был готов еще пару лет назад. 

— Он действительно с 2019 года находится в обсуждении и проработке. Мы получаемся в этой цепочке самым низшим звеном, потому что все решения принимаются федералами. Минтранс этим занимается и так далее.

— А у Минтранса есть еще свой проект поправок?

— Нет, это все едино, все собирается как бы в одно, мы там как эксперты даем свою позицию. В целом они как бы могут отклонить наши аргументы, но в ключевых моментах мы к согласию пришли: 

  • Вдвоем на одном самокате ездить нельзя. И втроем, и вчетвером тоже.
  • Выезд на проезжую часть недоступен для пользователей гироскопических СИМ, нечего там делать мононоколесам и гироскутерам.
  • Защита и шлемы для взрослых людей остаются рекомендательными, а для малышей обязательными. 
  • Это транспортное средство.
  • При соприкосновении с пешеходным потоком нужно ехать со скоростью потока либо спешиваться. 
  • Обязательно спешиваться при пересечении пешеходных переходов.
Катание на электросамокатах в Москве
Катание на электросамокатах в Москве. Фото:Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

— И что сейчас с этим проектом происходит? Где он сейчас? 

— Я про даты вообще ничего не могу сказать, здесь мы такие же заинтересованные, как и все.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.