in

Семь лет за Путина. Как акционист из Набережных Челнов обидел президента и попал в тюрьму

Семь лет за Путина. Как акционист из Набережных Челнов обидел президента и оказался в тюрьме
Карим Ямадаев. Кадр из видео Карима Ямадаева

Активист из Татарстана Карим Ямадаев уже год находится под арестом. В Набережных Челнах он был известен творческим подходом к протестам – делал инсталляции, которыми привлекал внимание к действиям российских властей. Сейчас Ямадаеву грозит до семи лет тюрьмы за призыв к террористической деятельности. Призыв обвинение разглядело в ролике на YouTube, где Ямадаев приговаривает к «смертной казни» актеров, играющих Сечина, Пескова и Путина. 

Центральный военный суд в Самаре продолжает рассматривать дело активиста из Набережных Челнов Карима Ямадаева. Уже год он находится в СИЗО по обвинению в двух статьях – оскорбление власти (статья 318 УК РФ) и публичный призыв к террористической деятельности, оправдание или пропаганда терроризма (часть 2 статьи 205.2 УК РФ). До задержания Ямадаев не был широко известным активистом, держался отдельно даже от оппозиционеров в Набережных Челнах. Но в конце 2019 года, как считают его знакомые, Ямадаев «перешел черту», чем привлек к себе внимание столичных силовиков. Тогда активист стал первым человеком в России, которому грозит до семи лет лишения свободы за видео, в котором фигурирует имя российского президента.

Человек, похожий на Путина

В январе 2019 года на бульваре Энтузиастов в Набережных Челнах появилась странная инсталляция. Два пластиковых манекена – мужской и детский – стояли на куске красной ткани, у их ног лежало три головы от похожих пластмассовых фигур. Мужской манекен был одет в серый костюм с красным галстуком, детский – в балахон, напоминающий тюремную робу. К голове мужского приклеили фотографию Владимира Путина, детского – Анны Павликовой, а к головам у ног приклеили фото Анны Политковской, Юрия Щекочихина и Сергея Магнитского. Простая непрочная конструкция недолго украшала бульвар, ее скоро разобрали полицейские. Автора инсталляции Карима Ямадаева посадили в СИЗО на 8 суток по статье 20.2 КоАП (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования). В изоляторе он даже объявлял голодовку, чтобы привлечь внимание к несправедливому решению; свои акции он называл перформансами, и сам в них даже не участвовал, а значит, и не мог быть привлечен к ответственности за нарушение этой статьи.

Карим Ямадаев
Акция Ямадаева. Фото: Радио Свобода

Это была первая акция Ямадаева, о которой узнали за пределами региона. Набережные Челны – город маленький, активистов тут практически нет, и публикации в СМИ об акции можно было считать большим успехом. Через несколько месяцев Ямадаев устроил другой перформанс – он поставил инсталляцию «Надгробие Путина» перед зданием местного СК. И снова был признан виновным по статье 20.2 – только теперь получил 28 суток. В материалах дела не было сказано об оскорблении власти, эта статья вошла в моду позже. Инсталляцию описали как «монумент с фотографией лица, схожего с президентом РФ».

Через пять дней после акции с надгробием (Ямадаев тогда еще отбывал наказание в СИЗО) Владимир Путин подписал поправки к закону об оскорблении представителя власти. После подписания поправок дела с такой формулировкой начали активно заводиться по всей стране. Акция по установке «надгробия» понравились активистам из других регионов – аналогичные провели еще в трех крупных российских городах.

Первая и последняя серия

В конце декабря 2019 года на YouTube появился канал «Судья Грэмм». В нем был опубликован шестиминутный ролик. Сюжет простой – перед камерой стоит судья, рядом сидят трое обвиняемых, на головах у них мешки, а на шеях – таблички с именами. Судья зачитывает им обвинения и приговаривает к смертной казни. За шесть минут судья, которого играл сам Ямадаев, приговорил к смерти «Игоря Сечина» и «Дмитрия Пескова». Третьим обвиняемым был «Владимир Путин» – ему приговор судья зачитать не успел. Ролик начинался дисклеймером о том, что все события в нем вымышлены, актеры передают лишь художественную идею и не пропагандируют насилие или ненависть.

Следующий выпуск «Судьи Грэмма» так и не вышел – к Кариму Ямадаеву пришли с обысками и изъяли всю технику, в том числе и оборудование для видеозаписи. Вскоре после нового года его задержали и отправили в СИЗО. Позже ему выдвинули обвинение по двум статьям: оскорбление власти и призыв к террористическим действиям. Суммарно по этим статьям активисту грозит тюремное заключение сроком до семи лет.

Пошел в СК и не вышел

На канал «Судья Грэмм» на данный момент подписано чуть больше двух тысяч человек, а тот самый 6-минутный ролик посмотрели уже более 90 тысяч раз. Обвинение полагает, что ролик содержит призыв к терроризму или его оправдание. Выпуск с «казнью» и сейчас доступен для просмотра. Знакомые Карима уверены, что он до последнего момента не предполагал, что ему могут предъявить обвинение по такой тяжелой статье. Активист, которому на момент задержания было уже 38 лет, по его словам, в протестных акциях разочаровался – они не принесли никакого результата, только работу потерял. С помощью своих видео Ямадаев хотел заработать – думал заниматься продвижением сериала на YouTube.

31 декабря 2019 года Ямадаева вызвали на первый допрос в Следственный комитет, где потребовали, чтобы он «перестал заниматься ерундой», после чего отпустили домой. После пришли с обыском к нему домой — и почему-то к его родителям, которые живут в деревне. «Он предполагал, что на него обратят внимание, но не думал о такой [серьезной] статье, — рассказал «МБХ медиа» Андрей Чванов, активист из Набережных Челнов, — он же сам пришел на первый допрос в СК. Дисклеймер вывесил. Точно не ожидал этого, думал, что «прокатит». Когда его вызывали первый раз, он не воспринял это как угрозу. А потом его уже и задержали. Думаю, наши местные не хотели его задерживать, это команда сверху была». Чванов проходит по делу Карима Ямадаева свидетелем.

После первого допроса и последующего обыска Ямадаев опубликовал в канале второе видео, где показал свою квартиру, рассказывал о своем творческом замысле и о статье 319 УК («Оскорбление представителя власти»), которая, как он предполагал, ему светила. О том, что позднее следствие возбудит дела еще и за «призыв к терроризму», он тогда не подозревал. 

Но главным в этом видео было другое. «Мы задумали 3049 серий, сериал коммерческий и к протестной деятельности не имеет отношения… Сценарий написан на 350 серий. Нам не хватает 90 тысяч рублей, — обращался к своим зрителям Ямадаев, — для Челнов это большая сумма, к тому же я уже год не работаю после того, как я условно «похоронил» Путина в 2019 году». По словам Карима, у него «отжали бизнес», приносивший в месяц около 150 тысяч рублей дохода, а устроиться на работу не получалось из-за того, что в любом месте его найм блокировали службы безопасности компаний. «319 статья [УК РФ] не имеет отношения к этому делу. Это все равно, что судить Тома Круза за то, что он взорвал Кремль в «Миссия невыполнима», — говорил активист. Он обещал пустить деньги на закупку оборудования, а снимать собирался «в том месте, куда сотрудники полиции не проникнут». Заканчивал ролик Ямадаев просьбой сделать хотя бы небольшое пожертвование в пользу проекта.

После публикации этого видео Карима Ямадаева снова вызвали в Следственный комитет. Активист пришел туда сам, после допроса был задержан и на свободу больше не выходил.

Своего добились

Андрей Чванов познакомился с Каримом Ямадаевым осенью 2019 года. Карима он знает как одиночку, который не кооперировался ни с активистами «Бессрочного протеста» (слишком разные по возрасту и подходу к деятельности), ни со штабом Навального.

— Он говорил, мол, ваши пикеты — ерунда, туда мало кто ходит. Карим — акционист, он таким образом выражал свою позицию. Ну, его акции и правда по стране больше были известны, чем наши митинги, — рассказал Чванов «МБХ медиа».

Карим Ямадаев
Карим Ямадаев. Фото: Карим Ямадаев / Вконтакте

Чванов считает, что на местном уровне вряд ли кто-то специально хотел преследовать активистов, и правоохранителям в целом не было до них дела.

— В Челнах наша полиция практически знает всех. Я их знаю, они меня. Нас тут и активистов-то пять-шесть и обчелся… Так что говорить, что его акции разозлили местных силовиков, неправильно – они взбесили кого-то на более высоком уровне. Все указания относительно наших активистов идут сверху, а на местах просто вынуждены их выполнять, — считает Чванов.

После задержания Ямадаева у Андрея Чванова и других активистов прошли обыски. Силовики говорили, что подозревают их «в снятии ролика».

— Так и говорили, просто бред. Ко всем пришли, потоптались ногами, просто походили по квартире. Прошлись по всем нашим немногочисленным активистам. У меня забрали компьютер и телефон, отвезли его в Казань и обратно, и это все там лежало нетронутым… Нам просто хотели просто дать по башке, типа не лезьте в эти дела.

Чванов полагает, что негласно была установлена некая «планка», черта, за которую нельзя переходить. «А Карим ее перешел. Может, нельзя называть вместе фамилии Путина, Сечина и Пескова, а он это сделал? Вот и пришла команда сверху, — рассуждает активист, — и в результате человек уже год сидит фактически в тюрьме».

— Если это так, то они своего, честно говоря, добились, — продолжает Чванов, — я вам так скажу: я пару месяцев отходил от этого. Действительно, это же стало понятно – сделаешь один шаг, потом другой, а потом перейдешь что-то — и тебе уже светит так же, как Кариму. В тюрьму-то совсем не хочется. Силовики знают, где точка перехода. Карим ее перешел, я еще нет. А потом эта точка станет еще ближе.

«У нас в Набережных Челнах есть методичка от центра, по которой они действуют, — уверен активист, — вот Карим, он назвал имя Путина, надо его задержать. Центр же не может контролировать все регионы, он просто дает им методичку, не вникая в дело. Они по ней задержали Карима, он год уже сидит, и никто не знает, что с ним теперь делать. Вернуть обратно они ничего не могут. Посадить? Будет общественное возмущение. Не посадить – значит, против верха пойдут».

Следующее заседание по делу Карима Ямадаева состоится 13 января. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.