В Москве открылась шаурмичная с названием Stal’in Doner. Она проработала буквально пару дней, после чего стала полем боя сталинистов и тех, кто считает Иосифа Сталина кровавым палачом. Денис Волин съездил к месту событий, поговорил с соседями заведения и рассказывает о противниках и сторонниках «сталинской» закусочной.
Закусочная Stal’in Doner открылась в доме №35/1 по улице Зои и Александра Космодемьянских 7 января 2021 года. На вывеске заведения красуется профиль Сталина, в меню особая шаурма: «Сталинская с двойным мясом», «Хрущевская в сырном лаваше», а также «От Берии с соусом ткемали». Рядом с вывеской висит еще один плакат, на котором большими буквами нанесена фраза: «Жить стало лучше, жить стало веселее!».
Владелец заведения, Станислав Вольтман, родом из Оренбурга, уже несколько лет живущий в Москве, увлекается отечественной историей. В частности, тем ее периодом, когда страной правил Иосиф Сталин. В интервью «Граням ТВ» 8 января он рассказал, что в какой-то момент к нему пришло понимание, что столичные шаурмичные все «однотипны, банальны и неинтересны». Поэтому Вольтман решил придумать что-то оригинальное. Тут и пришла на ум фигура Сталина. Сам он себя не считает его фанатом, но и в противники тоже не записывает. «Это личность сложная, многогранная и интересная», — говорит хозяин закусочной об Иосифе Сталине, стоя в форме сотрудника НКВД. Это тоже «фишка» его заведения.
Вольтман открыто признает, что его заведение не только дань любимому отрезку истории, но и маркетинговый ход. Правда, говорит он, «не ожидал, что так сработает». А сработало действительно — со взрывным эффектом. Либеральная часть общества шаурмичной возмутилось и осудила. В правозащитной организации «Мемориал» высказались резко. «Надо ли запрещать? («= продолжать дело Сталина», по мнению некоторых). На мой взгляд, разумеется, запрещать надо — не конкретную шаурмичную в единичном и произвольном порядке, а прославление преступников, организовавших против граждан страны террор, не имеющий прецедентов в мировой истории», — написал у себя в фейсбуке глава правления организации Ян Рачинский. В группе «Мемориала» на фейсбуке был проведен опрос, где большинство участников высказалось о том, что кафе с таким названием «оскорбляет память о миллионах пострадавших и пропагандирует тоталитаризм».
Помимо заявлений, некоторые взволнованные москвичи решились и на активные действия. Так, в шаурмичную пришел мужчина и пытался наклеить на стекло плакат с надписью: «Сталин и Берия — палачи!». А одна женщина даже напала на Станислава Вольтмана. Зовут ее Нина Рогалина, она живет в той же хрущевке, на первом этаже которой и открылась закусочная Stal’in Doner.
«Будучи историком и профессором, я знаю и все мы знаем, какое горе Сталин принес нашей стране. Но о заведении я узнала немного с запозданием. Увидела в новостях, подумала — на мой дом похоже. Когда поняла, что и вправду здесь, я побежала в эту харчевню и набросилась на НКВДшника», — рассказала «МБХ медиа» Рогалина. По словам женщины, кафе с таким названием — это «феномен вернувшегося несчастья». Рогалина добавила: «Я с 1945 года рождения, а так стыдно — никогда не было».
С 8 января Stal’in Doner закрыт. Такое решение принял хозяин закусочной после визита правоохранительных органов. Станислав Вольтман рассказал ранее, что после привлечения к кафе внимания СМИ, уволился его повар, а полиция требовала снять вывески. Вольтман на демонтаж отказался, но без повара работать нельзя. Поэтому заведение, говорил он, будет оставаться закрытым как минимум до того момента, как он найдет сотрудника. Впрочем, есть версия, что сейчас Stal’in Doner проверяют надзорные органы. Сам Вольтман подчеркивал: «Законов никаких не нарушаем, никаких граней не преступаем».
Зато поддержать шаурмичную решили сторонники писателя Захара Прилепина из его партии «За правду». 11 января они объявили сразу о двух акциях в поддержку закусочной. Одну они планировали провести рядом с ней, однако оттуда их быстро разогнала полиция. В рамках второй — намеревались посетить офис «Мемориала», чтобы «задать им неудобные для них вопросы об истории, а также напомнить о реальных исторических событиях, заодно уточнив, что делают иностранные агенты в нашей стране». Туда «гвардейцы Прилепина» пришли, но офис оказался закрыт на карантин из-за коронавируса. Однако к активистам вышли две женщины, представителя «Мемориала», которых они начали обзывать «иностранными агентами», а также пытаться наклеить на вход в здание листовки с надписью «Избавим Сталина от иностранных агентов».
Знаки и значки. Лев Рубинштейн о «сталинской» шаурмичной
Предметом довольно-таки оживленного обсуждения в социальных сетях...
Подискутировав некоторое время, активисты снова решили наведаться в Stal’in Doner, но полиция их ждала там и в этот раз. Когда полицейские обсуждали, почему вокруг закусочной поднялась такая шумиха, к ним подошла женщина в спортивной ветровке голубого цвета и с лыжами в руках: «Ну, сменили бы они картинку! — сказала она, показывая в сторону профиля Сталина на закусочной. — А еще лучше — пошли бы, вон, снег почистили!». Полицейские рассмеялись и едва ли не хором бросили ей вслед: «Это точно!».