in

Штрафы за мелкое хулиганство или «застревание» дел. Чем заканчиваются нападения на оппозиционеров

Егор Жуков после нападения. Фото: Команда Жукова / ВКонтакте



После нападения на фигуранта “московского дела” Егора Жукова полиция возбудила дело по статье о побоях. Мы решили вспомнить, чем заканчивались другие недавние случаи нападения на оппозиционеров.



Исправительные работы за удары трубой


В  2017 году напали на бывшего главу московского штаба Алексея Навального — Николая Ляскина. Нападавший ударил железной трубой по голове Ляскина и плечу, когда тот выходил из штаба. У Ляскина после госпитализации диагностировали закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение головного мозга, а также зафиксировали ушиб и ссадины на затылке. В полиции возбудили уголовное дело  части 1 статьи 213 УК (хулиганство) и через пару дней задержали подозреваемого Алексей Щербакова, который уже имел шесть судимостей. 

 

После задержания он утверждал, что Ляскин заказал нападение на самого себя. Перед началом судебного процесса Щербакову переквалифицировали обвинение на более мягкое, по статье 116 УК (побои). В суде Щербаков признал вину, хотя продолжил утверждать, что оппозиционер сам заказывал нападение. Ляскин при этом говорил, что переквалификация была ошибочной и Щербаков намеревался его убить. Суд назначила Щербакову наказание в виде 11 месяцев исправительных работ с удержанием 10% от зарплаты в доход государства — ровно так, как запрашивал прокурор.

Николай Ляскин во время рассмотрения дела о нападении на него в сентябре 2017 года в Судебном участке №411 Мещанского судебного района. Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

Ножевые ранения без последствий


На петербургского активиста Владимира Иванютенко в 2017 году напали неизвестные. У дома Иванютенко его сначала оглушили электрошокером, а потом нанесли несколько ножевых ранений. Активист попал в реанимацию с повреждениями внутренних органов. Иванютенко был сторонником движения «Артподготовка», признанного экстремистским, а также был известен за маску Путина, которую он носил на протестных акциях. По мнению Иванютенко, ранения ему нанесли члены российского политического Национально-освободительного движения (НОД). «Утверждать, конечно, ничего не стану. Отвечать за всех людей в нашей организации никто не может. Ситуация политическая сегодня очень тяжелая. Но НОД всегда за то, чтобы соблюдать закон. Правда на нашей стороне, и нам незачем идти на какие-либо провокации», —  говорил глава пресс-службы НОД Максим Славин. После нападения было возбуждено уголовное дело по ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью с применением оружия», но до суда дело не дошло.

Владимир Иванютенко. Фото: @DinarSpbRu / Twitter

Двадцать нападавших, два штрафа



Пострадавший волонтер ФБК Артём Торчинский. Фото: Алексей Навальный / Twitter

На оппозиционного политика Алексея Навального нападали не раз, однако даже в самых громких случаях трудно было говорить о релевантной ответственности нападавших. В 2016 году на Навального и группу сотрудников ФБК в аэропорту Анапы напали местные казаки. Сам оппозиционер не пострадал, но шестеро его сторонников получили травмы. «Лицами в камуфляжной форме и головных уборах «Кубанка» численностью около 20 человек совершены противоправные действия в отношении Алексея Навального и находящихся с ним сотрудников Фонда», сообщало Министерство внутренних дел по запросу депутата Госдумы Дмитрий Гудкова.


Полиция установила установила только двух нападавших «нигде не работающих и не относящихся к представителям казачества И. Ф. Манаенкова и В. В. Атаманюка.

«За обкидывание сотрудников Фонда пакетами с молоком» их привлекли к административной ответственности по статье мелкое хулиганство (статья 20.1 КоАП) и оштрафовали.

 


Неустановленный нападающий, попавший на видео



В 2017 года в Москве неизвестный плеснул в лицо Навальному зеленкой. В интернете появилось расследование на основе видео с камеры наблюдения, в котором пришли к выводу, что нападавшим был член организации SERB Александр Петрунько. Другой попавший на видеозапись член SERB, Алексей Кулаков, подтвердил в интервью  «Новой газете», что находился на месте событий, но заявил о непричастности к самому нападению. После госпитализации Навальному диагностировали химический ожог правого глаза. Навальный рассказывал, что потерял на пораженном глазу 80% зрения, и с зеленкой явно смешали другое едкое вещество. В полиции возбудили уголовное дело по ст. 116 УК РФ (побои),хотя  адвокаты оппозиционера просили переквалифицировать статью на 112 УК РФ (Умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести). Однако даже дело о побоях не дошло до завершения — полиция три раза приостанавливала его. «Дознание вновь приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого», рассказывал адвокат политика Вадим Кобзев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.