in

Сколько стоит честь мента? Как полицейские защищали свое достоинство

Алексей Окопный. Фото: Михаил Сазонов / surf-city.livejournal.com

В последние годы участились иски к журналистам и активистам о защите чести и достоинства. 11 декабря глава Росгвардии Виктор Золотов подал такой иск к оппозиционеру Алексею Навальному на 1 миллион рублей. По словам адвоката истца Шоты Горгадзе, Навальный опубликовал «сведения о недвижимости и руководстве, которое, по его словам, объедает своих сотрудников». Иск в Люблинский суд Москвы поступил после публикации расследований Фонда борьбы с коррупцией о том, что продукты для нужд Росгвардии закупались по завышенным ценам. Ранее, напомним, генерал Золотов отреагировал на материалы Навального вызовом на дуэль и обещанием сделать из политика отбивную.

Часто судебные разбирательства по защите чести и достоинства правоохранителей не заканчиваются удовлетворением их заявлений. Мы вспомнили несколько эпизодов, когда полицейские пытались защитить свою честь в судах.

Особо опасный полковник

В начале декабря 2018 года Новосибирский областной суд рассматривал апелляцию по делу о защите чести и достоинства против видеоблогера Дениса Безызвестных, который разместил на своем ютуб-канале запись с фотографией полковника полиции и надписью «Розыск особо опасных преступников». Иск против блогера подал изображенный на той фотографии начальник Куйбышевского отдела полиции Александр Госперский.

Блогер решил использовать фотографию полицейского для видео после того, как узнал, что его самого в январе 2018 года в Куйбышевском отделе полиции включили в раздел «Розыск особо опасных преступников»: сам Безызвестных проходил подозреваемым по двум уголовным делам. Блогер возмутился, заявив, что его фотография использована незаконно: приговора в отношении него не было. После этого он решил снять видео, использовав фотографию полковника Госперского.

В ответ Госперский подал иск о защите чести и репутации. В августе 2018 года Куйбышевский районный суд удовлетворил его требования и потребовал от Безызвестных удалить ролик и выплатить компенсацию в 200 тысяч рублей.

После этого блогер подал апелляцию в Новосибирский областной суд, который отменил решение районного суда.

Иск за жалобу надзорному органу

Свою честь и достоинство в суде пытался отстоять и начальник Сочинского УВД, однако суд  не удовлетворил его иск. Заседание проходило в конце ноября 2018 года в суде Центрального района Сочи. Начальник УВД города подавал иск против активиста Эдуарда Здвижкова за то, что последний обратился в Главное управление собственной безопасности МВД с просьбой предоставить результаты проверок по его заявлениям на работу полицейских. По словам активиста, его преследовали за политическую и общественную деятельность.

Окопный и его моральные страдания

В 2012 году сотрудник Центра «Э» Алексей Окопный подал иск против активиста «Другой России» Сергея Аксенова и оппозиционера Павла Шехтмана. Он захотел потребовать с них по 250 тысяч рублей в качестве возмещения морального ущерба за их высказывания о нем.

Согласно тексту искового заявления, Окопному доставили моральные страдания три фразы Сергея Аксенова, в одной из которых последний обвиняет «эшника» в убийстве подмосковного оппозиционера Юрия Червочкина. Червочкин умер после травм, полученных после избиения неизвестными. До этого ему поступали угрозы от сотрудников УБОПа, в котором в то время работал Окопный. Вторая фраза касалась угроз Окопного няне сына Аксенова. Третья фраза касается того, что «у Окопного нет ни чести, ни достоинства и защищать ему нечего». О фразах Шехтамана, задевших чувства Окопного, ничего не известно.

В декабре того же года Симоновский суд Москвы частично удовлетворил иск Окопного: с Аксенова потребовали 40 тысяч рублей, а Шехтману присудили штраф в 50 тысяч рублей. Оппозиционер Павел Шехтман сейчас проживает в Киеве.

Иск за дебош в кафе

В 2016 году в тюменском кафе произошел конфликт из-за того, что руководство кафе «Семь пятниц» отказалось пустить бывшего начальника городского отдела полиции №6 Александра Радачинского, на что тот решил вызвать ОМОН. После этого полицейский подал иск о защите чести и достоинства к руководству кафе.

7 декабря 2018 года суд решил, что владельцы кафе должны выплатить бывшему сотруднику полиции 50 тысяч рублей. Поводом для иска стал пост в соцсети, где обсуждался инцидент, с заголовком «Ментовской беспредел в ресторане «Семь пятниц»». По заверениям полицейских, они пытались попасть в ресторан по служебной необходимости — для разговора с одним из сотрудников в рамках расследования уголовного дела.

В рамках дела эксперты провели лингвистическое исследование и пришли к выводу, что в тексте в соцсети «содержится негативная информация о начальнике ОП № 6 УМВД России по г. Тюмени Радачинском А.В., которая несет в своем значении отрицательную оценку личности Радачинского А.В. (его деловых и моральных качеств)».

Строгий выговор, но не тот

В начале декабря 2018 года с иском о защите чести и достоинства обратился в суд начальник отдела участковых уполномоченных полиции ОМВД по Бугульминскому району Татарстана Айрат Шаехов. Полицейский потребовал 20 тысяч рублей за моральный вред, который он получил из-за публикаций на одном из интернет-порталов. В публикации говорилось, что двое сотрудников отдела Шаехова были осуждены за взяточничество, в то время как их начальник «отделался строгим выговором». По словам полицейского, из-за публикации у него возникли проблемы со здоровьем и он не получил повышения по службе.

Случай, который описывался в публикации, произошел 31 декабря 2017 года. Тогда двое сотрудников полиции Алексей Иванов и Денис Арчибасов остановили автомобилиста для проверки на алкоголь. Водитель отказался проходить проверку и предложил им взятку. В этот момент двоих полицейских задержали сотрудники ФСБ.

Суд по этому делу прошел в июле: Иванова и Арчибасова приговорили к 8 месяцам исправительных работ и лишением на полтора года права занимать должности в полиции, в то время как их начальник Шаехов получил строгий выговор.

На суде по защите чести и достоинства Шаехов утверждал, что выговор получил по совсем другому делу. На данный момент рассмотрение дела продолжается. Следующее заседание пройдет уже в новом 2019 году.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.