in

Смерть, уголовное преследование, эмиграция. Что ждет тех, кто рассказывает о пытках в России?

Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Многим из тех, кто рассказывает о нарушениях закона в российской пенитенциарной системе, позже приходится расплачиваться за это. Кому-то мстят сотрудники ФСИН, кого-то осуждают по сфабрикованным делам, некоторым приходится уезжать из России. В этом материале представлены лишь несколько подобных случаев, произошедших в последнее время.

Первого февраля суд в Санкт-Петербурге арестовал до 29 марта Павла Зломнова, который рассказал о пытках в ФСБ. Как рассказал «МБХ медиа» его адвокат Андрей Зломнов, Павла задержали 31 января по подозрению в публичном оправдании терроризма. За день до этого он освободился из СИЗО под подписку о невыезде.

В следственном изоляторе Зломнов пробыл ровно год по делу о незаконном хранении оружия. Он, по словам его матери, вместе с Романом Гроздовым, проходившим по тому же делу, подвергся пыткам сотрудников ФСБ. Она утверждает, что ее сыну «отбили почки, голову, руку, прыгали по нему».

Павел Зломнов. Фото предоставлено адвокатом Андреем Зломновым изданию «Медиазона»

Как сообщает «Медиазона», новое уголовное дело в отношении Зломнова связано с его высказываниями о взрыве в здании управления ФСБ в Архангельске. Ссылаясь на постановлении о возбуждении дела, издание утверждает, что Зломнов назвал человека, совершившего взрыв, «настоящим героем народным» и «провозгласил обращения, в том числе являющиеся по речевой форме организации стихотворными, о признании идеологии насилия».

В начале января в Ярославле был задержан бывший заключенный Руслан Вахапов, который рассказал о пытках в исправительной колонии № 1. В полиции ему вручили повестку в суд для рассмотрения протокола о нарушении правил административного надзора. Позже суд прекратил дело в отношении Вахапова.

Он был осужден еще в 2012 году по обвинению в развратных действиях в отношении малолетних. По словам Вахапова, он сходил в туалет на обочине дороги, не заметив находящихся рядом трех несовершеннолетних девочек. За это суд осудил его на семь с половиной лет строгого режима.

Руслан Вахапов. Фото: Фото: Фонд «Общественный вердикт»

В апреле 2017 года Вахапов вместе с двумя другими заключенными впервые сообщил о пытках в ярославской ИК-1. Полгода назад «Новая газета» опубликовала видео, на котором сотрудники этой колонии пытают Евгения Макарова, который вместе с Вахаповым рассказывал о нарушениях закона в этом исправительном учреждении.

Эту видеозапись журналистам предоставила адвокат Макарова Ирина Бирюкова. После этого инцидента ей стали поступать угрозы. Бирюковой пришлось просить государственной защиты и на некоторое время покинуть Россию. Госзащиту ей и ее дочери следственный комитет согласился предоставить лишь в ноябре, через почти пять месяцев после того, как видео с пытками было опубликовано.

Фотограф Максим Лапунов был вынужден эмигрировать из России в ноябре прошлого года, после того, как суд повторно признал законным отказ Следственного комитета возбуждать уголовное дело по заявлению о пытках геев в Чечне. В адрес Лапунова неоднократно поступали угрозы, и он покинул страну из соображений безопасности.

Он был первым, кто публично сообщил о преследовании геев в Чечне. Осенью 2017 года он рассказал, что был задержан в республике по «подозрению в гомосексуальности», и 12 дней его держали в подвале и избивали.

После того, как Акмал Жонкулов рассказал Общественной наблюдательной комиссии о том, что он подвергается избиениям и издевательствам в исправительной колонии №2 в Екатеринбурге, на него завели уголовное дело об оправдании терроризма.

В 2014 году Жонкулов был осужден за нарушение миграционного законодательства. В ИК-2, по его словам, его пытали другие заключенные, а сотрудники колонии закрывали на это глаза. Две недели назад Жонкулова осудили на 3 года и 4 месяца лишения свободы.

Жителя Махачкалы Керима Фатахова 6 января 2017 года задержали за мелкое хулиганство. На следующий день полицейские, все это время державшие его в отделении, обнаружили у него в кармане гранату. Позже Фатахову удалось доказать, что оружие ему подкинули, а на полицейского, сделавшего это, завели уголовное дело.

Он связал эту ситуацию со своими требованиями справедливого разбирательства по предыдущему делу. В 2016 году Фатахова пытали в отделении полиции и обвинили в хранении наркотиков. Он проводил несколько пикетов, объявлял голодовку и записывал видеообращение, чтобы рассказать об этом.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.