in

Смерть в казарме: Минобороны считает, что дедовщины больше нет

Фото: Василий Дерюгин / Коммерсантъ

Замминистра обороны Андрей Картаполов заявил, что в российской армии не осталось таких понятий как “дедовщина” и “казарменное хулиганство”. В Минобороны утверждают, что этого удалось достичь “благодаря профилактической работе, направленной на предупреждение преступлений и пресечение дисциплинарных проступков”. Число приговоров за дедовщину в последние годы действительно сокращается, но громкие случаи применения насилия к солдатам по-прежнему возникают регулярно и часто не расследуются должным образом. Вот пять совсем недавних трагедий.

Рамиль Шамсутдинов

Произошедшее в одной из воинских частей в Забайкалье осенью 2019 года вызвало огромный резонанс и вновь привлекло внимание к проблеме дедовщины в российской армии. 25 октября солдат-срочник Рамиль Шамсутдинов застрелил из автомата восьмерых сослуживцев и ранил еще двоих. Причиной своего поступка военнослужащий назвал издевательства, которым он подвергался в части. По его словам, один из лейтенантов пригрозил ему изнасилованием — это и стало последней каплей. Уже после заключения в СИЗО Шамсутдинов написал письмо, в котором попросил прощения у родственников жертв и признался, что не видел другого выхода, кроме применения оружия. После массового убийства было проведено расследование и возбуждено уголовное дело о нарушении уставных правил в воинской части. В марте 2020 года к двум годам условно был приговорен Руслан Мухатов, который издевался над сослуживцами — в частности, заставлял их выполнять физические упражнения по несколько часов и бил кулаком в боксерской перчатке. Сам же Шамсутдинов обвиняется по статье об убийстве двух и более лиц, ему уже несколько раз продляли срок ареста.

Рамиль Шамсутдинов. Фото: 72.ru
Сергей Сафонов

16 октября 2019 года в воинской части в Козельске в Калужской области был найден повешенным на ремне 21-летний Сергей Сафонов, служивший по контракту. Как писал “Коммерсант”, его тело обнаружили в шкафу в кладовой. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье о доведении до самоубийства, но родственники погибшего, обратившие внимание на следы побоев на его теле, считают, что молодой человек был убит. Независимая судмедэкспертиза пришла к выводу, что телесные повреждения нанесли Сафонову непосредственно перед смертью и он мог быть задушен — след на шее выглядел так, будто петлю накинули сзади. Его мать рассказывала, что сын был втянут в конфликт с сослуживцами, который серьезно обострился в последние недели перед гибелью солдата. По одной из версий, Сафонов шантажировал своих обидчиков, которых застал за выносом из части оружейных запчастей. Несмотря на доводы родственников погибшего, дело так и не было переквалифицировано на статью об убийстве, а в апреле 2020 года его вовсе закрыли за отсутствием состава преступления.

Станислав Кузема

18-летний призывник из Магнитогорска Станислав Кузема, служивший в воинской части в Уссурийске, был найден повешенным в лесу 30 марта 2019 года. Незадолго до этого он пропал из части. На теле обнаружили следы побоев. В ходе расследования выяснилось, что юношу систематически травил старший лейтенант Евгений Хомяков — он избивал солдата за мелкие провинности, постоянно нагружал работой и не давал спать. Он же применял физическую силу и к другим военнослужащим.

На суде Хомяков частично признал вину — он подтвердил, что бил Кузему, но отказался брать на себя ответственность за доведение до самоубийства. В ноябре 2019 года Уссурийский гарнизонный военный суд приговорил Хомякова к 6,5 годам колонии. Его лишили звания офицера и обязали компенсировать моральный ущерб родственникам Куземы.

Станислав Кузема. Кадр: Россия 1
Артем Пахотин

Приговор по еще одному громкому делу о дедовщине был вынесен в августе 2019 года. Перед судом предстали бывшие солдаты-срочники Арман Саграев и Нурбек Абакиров, которых обвиняли в неуставных отношениях. Обвинения были связаны с гибелью 22-летнего призывника Артема Пахотина — его тело с огнестрельными ранениями головы нашли 18 апреля 2018 года на стрельбище военного гарнизона в Свердловской области. Следствие пришло к выводу, что он застрелился из-за психического расстройства, возникшего из-за регулярной травли. Зачинщиками сочли Саграева и Абакирова — суд приговорил их к 4 и 4,5 годам колонии соответственно. До этого 3 года колонии получил еще один солдат Богдан Хасанов, который бритвой вырезал на лбу у Пахотина матерное слово, “обозначающее лицо нетрадиционной сексуальной ориентации”. Это и привело к травле молодого человека, и, в конечном счете, к его гибели.

Рустам Авазов

5 января 2018 года покончил с собой 21-летний рядовой Рустам Авазов — его нашли мертвым в душевой воинской части в поселке Сокол Пермского края. У срочника из Магнитогорска был затяжной конфликт с сослуживцем из Дагестана Рамазаном Магомедовым: Авазов регулярно подвергался психологическому прессингу и физическому насилию. На теле погибшего были найдены гематомы. Служебная проверка показала, что офицеры неофициально делегировали свои полномочия Магомедову, поэтому тот обладал властью над сослуживцем и отправлял его в караулы почти каждый день. В итоге по статье о нарушении уставных правил виновник получил четыре года колонии. В октябре 2019 года родители Авазова отсудили у Минобороны 4,5 миллиона рублей компенсации. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.