in

«У нас есть хрустальный шар и инсайды из будущего»: создатели ИА «Панорама» о том, почему их новости сбываются

Виталий Манн
Виталий Манн (На самом деле американский журналист Такер Карлсон) . Фото: ИА Панорама

Наша жизнь все больше напоминает пародийные новости издания «Панорама», а многие шутки «информационного агентства» сами становятся реальностью. Создатели ИА «Панорама», которые пишут под псевдонимами Борис Гонтермахер и Виталий Манн, рассказывают, как им удается «видеть будущее», про отношения с казачеством, редакционную политику и новую этику.

 —  Вам не кажется, что в последние несколько месяцев новости из СМИ становятся все больше похожи на новости «Панорамы»? Почему, на ваш взгляд, так происходит? Мир российской политики превращается в театр абсурда?

Виталий Манн: Вынужден признаться, у нас есть хрустальный шар и инсайды из будущего. А если серьезно говорить, то не исключено, что нашими новостями вдохновляются люди, ответственные за принятие решений.

Мир российской политики всегда был достаточно абсурден. Достаточно посмотреть на персонажей, которые есть в Госдуме. Поэтому ожидать от них можно чего угодно.

Борис Гонтермахер
Борис Гонтермахер (на самом деле Томас Бах, председатель МОК). Фото: ИА Панорама

Борис Гонтермахер: Есть такая тенденция: с 2020 года нам все чаще и чаще пишут про сходство наших материалов с реальностью. Но сейчас это выходит за все разумные рамки, в Twitter прилетают буквально десятки таких реплик за несколько часов. Поэтому да, не замечать происходящее сложно.

Что же касается российской политики, то чем жестче закручивают гайки, тем больше абсурда — все мы это уже видели в Беларуси. В позапрошлом году, если верно помню, на «Настоящем времени» была великолепная заметка от историка, который раскопал расследование НКВД 1937 года. Поводом для расследования стал газетный снимок, где кому-то померещился лик Троцкого в кронах деревьев. И все это всерьез расследовали, вызывали людей на допросы, в итоге состоялся суд. Текущие события чем-то эту историю напоминают, только накал не такой.

 —  Ваши новости часто принимают за реальные даже люди, которые работают в медиа. А бывало ли такое, чтобы опубликованная в «Панораме» новость потом сбывалась?

Виталий Манн: Скоро будет актуален вопрос, бывало ли, чтобы не сбывалась.

Борис Гонтермахер: Думаю, даже мы не знаем обо всех таких случаях. Потому что их буквально уже десятки. Иногда сбывается дословно — например, когда в Москве бездомного оштрафовали за нарушение режима самоизоляции.

 —  Меняется ли как-то повестка «Панорамы» на время протестов? Что сейчас больше интересует читателей? А новости, которые присылают читатели в общественную приемную на сайте, как-то меняются?

Борис Гонтермахер: Мы обычно активнее смеемся над теми, кто дает больше поводов для этого. И сейчас, увы, это именно государство, хотя в «мирное» время контент более-менее равномерно распределен по темам между властью и оппозицией, левыми и правыми, Западом и бывшим СССР. Поэтому да, повестка значительно изменилась. И нам все чаще становится сложно придумать, как можно спародировать тех, кто и так себя ведет, мягко говоря, нелепо.

Виталий Манн: Безусловно, мы следим за актуальными событиями, отражаем их на своих страницах. Читателей также очень интересует актуальная повестка или, например, геймеров шутки про видеоигры. Еще иногда нас любят представители казачества, шлют иногда нам письма с благодарностью, что мы о них шутим, иногда даже делятся шутками с другими инстанциями.

Качество новостей в общественной приемной существенно выросло. Люди уже понемногу стали понимать, как нужно писать новости. Большинство новостей там затрагивают актуальную повестку.

Борис Гонтермахер: Да, стараемся «разбавлять» актуальные темы — бессмертными. Например, про Германа Стерлигова.

А что касается изменившейся повестки — вот, например, три темы подряд об одном и том же. Иначе вести ленту сложно.

Кстати, если не ошибаюсь, то ту, которая, про Германию, на следующий день после публикации озвучил Петр Толстой. Не дословно нашу, но посыл был такой же.

 —  А куда же казаки обращаются? Чего хотят?

Виталий Манн: Хотели, чтобы нас почитали разные представители органов, не разжигаем ли мы ненависть к их социальной группе. Меня лично это очень удивило. Мы всегда их упоминаем в положительной коннотации, как спасителей Родины. Только так и никак иначе.

Борис Гонтермахер: После новости «На Кубани уменьшилось количество изнасилований казаков дагестанцами» кто-то настоятельно просил органы провести проверку.

Собственно, там какая история. Еще в декабре 2020 года нам пришло на почту уведомление о том, что ГУ МВД одного южного региона проводит проверку. Надо сказать, там разобрались, что это присланный материал, и попросили нас дать всю информацию о том, кто этот материал нам прислал.

Мы ответили, что информацией не обладаем, и даже не лукавили при том — поскольку наш сайт стоит за проксирующим сервисом Cloudflare, у нас вместо IP-адресов авторов новостей записываются только IP-адреса самого Cloudflare. Вообще это скорее баг, а не фича, но мы решили его не исправлять.

После этого из органов нам больше не писали, а этот автор и дальше присылает новости.

 —  А кроме казаков кто-то угрожал, что привлекут к ответственности за ту или иную новость? По статье о фейк ньюс или о клевете?

Виталий Манн: Устно находятся такие любители, но в большинстве случаев дальше угроз не заходит. Некоторые вообще просто тегают аккаунт СК в твиттере в надежде непонятно на что.

Еще у нас была история с «Красным и белым», но о ней уже написано немало было в СМИ, но тоже никто иск не подавал.

 —  Вас вообще реально за что-то привлечь? У вас же указано везде, что издание сатирическое.

Виталий Манн: Привлечь можно и глухонемого за выкрикивание лозунгов. Если выполнять закон, то не должны. В смысле, если органы будут исполнять, мы-то исполняем.

Борис Гонтермахер: Вот тоже вспомнил, как однорукого в Беларуси осудили за хлопки в ладоши. Когда-то сочли бы анекдотом.

Виталий Манн: Я так понял, что есть лазейки [в законе] про ненависть к той или иной социальной группе или народу. Вот пошутишь про кавказцев и в теории можно попасть. Также есть праздники вроде 9 мая, официально святые для народа. В этот день всегда много недовольных комментариев.

 —  Даже если новость не вы лично написали, а кто-то прислал?

Виталий Манн: Кстати, у автора индульгенция. Виноват будет выпускающий.

Борис Гонтермахер: Если кто-то прислал, то он поделился этим текстом только с редакцией, больше его никто не видит. А если мы этот текст выпустили — то уже мы им поделились с неограниченным кругом лиц.

Примерно по тому же принципу, напомню, РКН давно штрафует СМИ за экстремистские комментарии, оставленные пользователями, в связи с чем многие издания эти комментарии попросту отключили или скрывают их через определенное время, как Lenta.

 —  Есть ли у вас какая-то фильтрация новостей, чтобы избежать проблем с законом?

Виталий Манн: Фильтрация определенная происходит. Но по этому принципу очень сложно фильтровать. Претензии чаще бывают оттуда откуда не ждали, а некоторые шуточки сходят с рук. Не буду уточнять какие.

Борис Гонтермахер: В нескольких случаях приходилось отклонять или переписывать материалы, в которых какие-то фразы, пусть даже очевидные шутки, можно в отрыве от контекста квалифицировать, как оправдание нацизма.

 —  Как вообще происходит отбор новостей из общественной приемной? Были случаи, когда вы не публиковали какую-то новость из этических соображений?

Виталий Манн: Из этических не публиковали, когда на тот свет отправляют человека ныне живущего, или не любим вот сортирный юмор, шутки про экскременты. Не хотим на этот уровень спускаться. Хотя, как правило, эти новости не очень оригинальны.

 —  Как вам «новая этика»? Недавно режиссер Константин Богомолов назвал этот социальный тренд «новым этическим рейхом». Пытаетесь как-то учитывать ее или высмеиваете?

Борис Гонтермахер: Скажу за себя — высмеиваю. На мой взгляд, новая этика предлагает бороться с реальными проблемами большевистскими методами. Так и не добрался еще почитать Богомолова, поэтому не буду с ним заранее соглашаться. Но мельком просмотрел комментарии под твитом «Новой» в духе «как вы смеете публиковать неправильные мнения», «фашист», «нацист» и т.д. Никакой дискуссии по существу не увидел, только метание ярлыков. Вот вам и новая этика.

Виталий Манн: Я скажу, что я тоже поддерживаю позицию коллеги. Мы шутим над разными взглядами и социальными явлениями.

 —  Там уже Богомолову в ответ пишут колонки Иван Вырыпаев, Кирилл Мартынов…

Борис Гонтермахер: Вот колонка в ответ — это здорово, уже похоже на цивилизованную дискуссию. Тем более от коллеги по цеху Вырыпаева. Обязательно почитаю на выходных.

 —  Как устроена работа над сайтом? Сколько времени в день «съедает» ведение сайта и соцсетей «Панорамы»? Сколько человек вам помогает?

Виталий Манн: Организована работа по принципу аутсорсинга. Сайтом занимается Борис, он его создатель. Весь интерфейс и технические решения на нем. У нас есть постоянная редакция, состав которой меняется. В основном по личным причинам, кому-то надоедает писать, кто-то вот учится, например, в медицинском, у кого-то становится меньше времени, но приходят и новые люди. В рабочем чате у нас 20 человек, половина из них пишет регулярно. Часть текстов приходит из общественной приемной. Времени все это удовольствие в день занимает как на обычной работе — часов восемь в день.

Борис Гонтермахер: Да, регулярный выход свежего контента — заслуга именно Виталия и команды энтузиастов, которую он собрал. Добавлю, что в декабре у нас была запущена целиком новая версия сайта, это стало важным событием к его трехлетию. Все стало быстрее и плавнее работать.

Виталий Манн: Трехлетию именно сайта. Так, мы основаны в 1822 году. Помню, день был дождливый.

Борис Гонтермахер: Все так.

 —  Сколько примерно новостей вы пишете сами, а сколько вам присылают? Какое соотношение? Присланные переписываются существенно?

Борис Гонтермахер: Что касается соотношения, наверное, мы вдвоем уже менее 30% делаем. Переписывать иногда приходится практически с нуля, от оригинала остается имя автора и сама идея.

Виталий Манн: Переписывание бывает, но сейчас меньше, чем раньше. Новостей больше приходит, авторы сами набили руку.

 —  Вы зарабатываете на рекламе? На чем зарабатываете, раз это, получается, полноценная работа?

Борис Гонтермахер: Зарабатываем на баннерах, но приносят они далеко не те суммы, которые бы хотелось. Нативной рекламы не делаем.

Виталий Манн: Недавно на заработанное от рекламы купили Трабант — это очень хороший немецкий автомобиль, практически как Тесла сейчас, вот точно такой, как в фильме «Гуд бай, Ленин».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.