in

Суды, обыски, проверки на экстремизм и штрафы: как заканчивается «год театра» в России

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

 

 

«Год театра» подходит к концу, и отношения театров и власти в этом году были сложные: кого-то проверяли на экстремизм, кого-то штрафовали за отсутствие подготовки к ядерной войне, продолжалось «театральное дело», а сейчас полиция проверяет три спектакля «Театр.Doc» на пропаганду наркомании, гомосексуализма и терроризма. «МБХ медиа» разобралось, как прошел «год театра» в России, и как власти «помогали» с его развитием.

 

Стаканчик «с фекалиями», задержания и подозрения в обороте наркотиков

О том, что МВД проверит три спектакля «Театра.Doc» на пропаганду наркомании, гомосексуализма и терроризма, стало известно 28 ноября. Проверять будут постановки «Война близко» (посвященный конфликту в Луганске), «Выйти из шкафа» (о каминг-ауте) и «Рейв 228» (иммерсивный спектакль о наркопотреблении и фальсификации дел по 228 статье УК). В театре сообщили, что жалобу на спектакли подала депутат Госдумы Елена Ямпольская, возглавляющая комитет по культуре. Однако сама Ямпольская это опровергла.

На одну из проверяемых постановок уже приходили силовики: в сентябре сотрудники полиции посетили «Рейв 228». Тогда они заявили, что якобы подозревают участников спектакля в обороте наркотиков. Никто не был задержан, но мероприятие было сорвано. 

«Выйти из шкафа». Фото: Театр.Doc / «ВКонтакте»

На этих спектаклях регулярно оказывались провокаторы. В сентябре активисты SERB пытались сорвать спектакль «Война близко» — во время части выступления, посвященной Олегу Сенцову, провокаторы забросили в зал стакан с неизвестным веществом, «предположительно с фекалиями». А в августе неизвестные сорвали показ постановки «Выйти из шкафа», а когда после срыва спектакля вызвали полицию, она задержала режиссера Анастасию Патлай и одного из зрителей.

Это не первая проверка «Театра.Doc» в этом году. В марте Анастасия Патлай рассказала о проверке еще одной своей постановки «Кантград», написанной по воспоминаниям советских спецпереселенцев. Центр Э искал в спектакле признаки экстремизма. О результатах проверки пока ничего не известно.

 

За неготовность к войне

В сентябре странная история произошла с «Коляда-театром» в Екатеринбурге. Руководитель театра Николай Коляда написал на личной странице в Facebook, что театр оштрафовали за неготовность к войне на 50 тысяч рублей. По его словам, «нарушения были связаны с отсутствием противогазов, тушенки и других предметов, необходимых для функционирования театра во время войны». Как утверждал Коляда, театр без его ведома включили в список предприятий, которые в случае войны будут продолжать работать. 

Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Правда, о тушенке, судя по всему речь в действительности не шла: в ходе июльской проверки МЧС за соблюдением обязательных требований в области гражданской обороны в театре нашли 18 нарушений: руководитель театра якобы не прошел обучение по гражданской обороне и не организовал это обучение для сотрудников. А в самом театре не хватило не тушенки, а противогазов и средств медицинской защиты. 

В комментариях Коляде посоветовали обжаловать штраф, но он в ответ написал: «Вы их знаете: лучше не связываться, а то присудят миллион или вообще закроют».

 

Обыски в гримерках и отмены спектаклей

Еще одна громкая история произошла в этом году в театре «ФЭСТ» в Мытищах. Накануне Дня Театра здание учреждения оцепили, сотрудники полиции устроили обыски у бывшего директора «ФЭСТ» Игоря Соколова, в гримерках и бухгалтерии, продолжавшиеся около 9 часов. Большинство спектаклей в тот день пришлось отменить, часть билетов была конфискована. Как сообщали СМИ, следственные действия были связаны с делом о растрате бюджетных средств.

Фото: ТЕАТР ФЭСТ / «ВКонтакте»

Незадолго до обысков в театре проводилась проверка с участием Контрольно-счетной палаты Мытищ. Как сообщил ТАСС источник в администрации города, именно по итогам этой проверки был уволен Соколов и под влиянием местных властей заменен весь устав театра; согласно новому уставу директор театра получил больше полномочий, чем художественный руководитель, и многие артисты были недовольны таким решением. Некоторые из них считают, что устав изменили, чтобы «поставить своих людей» и иметь влияние на театр, а сам «разгром» и обыски «ФЭСТ» были заказными.

 

Закрылась по соображениям безопасности

В Комсомольске-на-Амуре в этом году возбудили уголовное дело на ЛГБТ-активистку и театрального режиссера Юлию Цветкову — о якобы распространении порнографии. За бодипозитивные рисунки в группе «Монологи вагины» она находится под домашним арестом. Сегодня появилось еще и административное дело — за группу в «ВКонтакте» и пропаганду в ней нетрадиционных сексуальных отношений. А началось все с молодежной театральной студии «МЕРАК», которой Цветкова руководила.

Фото: Юлия Цветкова / «ВКонтакте»

Студию пришлось закрыть по соображениям безопасности. В марте, когда на Цветкову подали несколько жалоб о пропаганде нетрадиционных ценностей, к несовершеннолетним актерам студии приходили полицейские и по несколько часов опрашивали их без родителей. По словам Цветковой, в городе началась травля участников студии, а местные СМИ распространяли о театре недостоверные сведения.

 

Традиционные ценности

Еще в конце прошлого года в одном из самых консервативных столичных театров, МХАТ им. Горького, сменилось руководство. По решению Минкульта художественным руководителем театра стал Эдуард Бояков, а своим заместителем он назначил писателя Захара Прилепина. Бояков после назначения заявил, что «театр должен служить традиционным ценностям, служить родине» и «великой русской культуре» и пообещал сделать все для этого. И Бояков, и Прилепин связаны с вооруженным конфликтом на Востоке Украины: Прилепин в нем активно участвовал, возглавлял батальон и был советником президента ДНР, а Бояков туда неоднократно ездил, в том числе в гости к Прилепину.

Уже в июне актеры и зрители МХАТа обратились к президенту с просьбой вернуть на должность художественного руководителя Татьяну Доронину, занимавшую ее с 1987 по 2018 год. Они заявили, что классический репертуар театра «замещается спектаклями низкого художественного уровня», а сам МХАТ превращается «в прокатную площадку». В ноябре Бояков назвал претензии актеров спланированной акцией и следствием кампании, которая якобы ведется против нового руководства. 

За год конфликт художественного руководителя и труппы уладить не удалось. А МХАТ, кажется, так и не возродили — по крайней мере, в этом уверен театральный критик Антон Хитров, посмотревший несколько премьер этого года.

 

«Театральное дело»

Весь год театра на фоне шло рассмотрение дела «Седьмой студии»: режиссера Кирилла Серебренникова, бывшей сотрудницы Минкульта Софьи Апфельбаум, продюсера Алексея Малобродского и гендиректора организации Юрия Итина. Их обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере — хищении средств, выделенных на творческий проект «Платформа». В суде дело рассматривается с октября 2018 года.


В апреле этого года дело было неожиданно направлено на новую экспертизу, а уже в августе эксперты не выявили растрату госсредств: адвокат Серебренникова Дмитрий Харитонов даже заявил, что фигуранты дела не только не крали средств, но и сэкономили их. А потом Мещанский суд вернул дело «Седьмой студии» в прокуратуру, и всем фигурантам отменили подписки о невыезде. 

Но уже в этом месяце дело вернулось в суд, рассматривать его будет судья Ольга Менделеева. Она вела дела против правозащитников и фигурантов «московского дела». Менделеева уже пообещала рассматривать дело каждый день с 10 до 18 часов (за исключением выходных и праздников).

 

Слушания по уголовному делу «Седьмой студии» в Мещанском суде. Фото: Максим Григорьев / ТАСС

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.