in

Супружеская измена. Как гость из ФСБ на свадьбе привел семью из Калининграда в колонию

Дело Антонины Зиминой
Антонина Зимина. Фото: личная страница в Facebook

Суд в Калининградской области приговорил супругов Антонину Зимину и Константина Антонца к 13 и 12 годам лишения свободы по обвинению в госизмене (ст. 275 УК РФ). Уголовное дело на них было заведено после свадьбы, на которую молодожены пригласили друга из ФСБ. А 24 декабря силовое ведомство впервые публично высказалось относительно выдвинутых против супругов обвинений. Там заявили, что Зимина шесть лет работала на латвийскую разведку. «МБХ» медиа» рассказывает, как в этом деле мог оказаться “крот” российских спецслужб на Западе.

«Известный политолог»

Антонина Зимина, 34-летняя экс-директор Балтийского центра диалога культур в Калининграде (центр занимался проведением конференций и круглых столов с зарубежными гостями.  —  «МБХ медиа»), по словам ее знакомых, — «спокойная, доброжелательная девушка, придерживающаяся прогосударственных взглядов». В институте выучилась на юриста. Проходила практику в информационном бюро НАТО, входила в Клуб друзей Фонда поддержки публичной дипломатии Горчакова, который был создан в 2010 году по инициативе на тот момент президента РФ Дмитрия Медведева. В Калининграде Зимина считалась «известным  политологом», интересовалась в том числе политикой стран Балтии в отношении России и «идентичностью политической элиты Латвии». У нее было много друзей поляков, литовцев и латышей. В 2017 году Зимина вслед за мужем переехала в Москву, ему в столице предложили хорошую работу в юридической фирме. До этого он какое-то время успел поработать в министерстве экономического развития Калининградской области.

В июле 2018 года несколько человек из спецгруппы ФСБ задержали Зимину по подозрению в государственной измене. Дело было в Калининграде, куда девушка приехала, по воспоминаниям ее отца, чтобы узнать подробности якобы предложенной ей работы «на 200 тысяч рублей в месяц». После задержания в ее калининградской квартире, а также в квартире родителей были проведены обыски. Дальше суд санкционировал арест Зиминой, после чего ее посадили в самолет и оперативно доставили в Москву, где поместили в изолятор «Лефортово». Спустя год ФСБ задержала и мужа Зиминой — Константина Антонца. Он тоже был помещен в «Лефортово». Никаких подробностей тогда никто не сообщал. Журналисты лишь строили догадки относительно того, в чем конкретно Зимина и Антонец могут обвиняться. 

Телеканал «Дождь», например, со ссылкой на знакомого девушки главу молодежной ассоциации «Ювенис» из Литвы Алексея Грейчуса сообщал, что в 2015 году она была задержана в Вильнюсе после одной из конференций с участием местных и российских экспертов и депортирована в Россию. Члену ОНК Евгению Еникееву при посещении СИЗО Зимина лишь успела сказать, что «все доказательства по ее делу — это фотографии с ее свадьбы». А адвокат Иван Павлов уточнил, что версия следствия заключается в том, что Зимина совершила преступление в период с 2015 по 2017 годы: раскрыла информацию о действующем сотруднике ФСБ спецслужбе Латвии.\

Дело о госизмене Антонины Зиминой и Константина Антонца
Антонина Зимина и Константин Антонец. Фото: страница Константина Антонца в Facebook

Впрочем, на этом вся информация обрывалась. О деталях дела стало известно только весной 2020 года. «Коммерсант» написал, что в вину Зиминой и Антонцу вменили раскрытие личности оперативника калининградского ФСБ в ранге капитана, который действительно был на свадьбе Зиминой и Антонца и своего статуса совершенно не скрывал.

«Мы на свадьбе, а не в бункере Ново-Огарево»

В 2015 году Антонина и Константин поженились. На свадьбу было приглашено много гостей, в том числе из Риги. Также в числе приглашенных был Максим Денисенко — неприметный молодой человек, типичной славянской внешности, с русыми волосами и в очках. «Его можно было бы не запомнить», сказал «МБХ медиа» Руслан Панкратов, старинный приятель Зиминой, бывший среди гостей на свадьбе. Максим — бывший однокурсник Зиминой по юрфаку БФУ им. И. Канта и — кадровый офицер ФСБ, причем, как говорил потом неоднократно в интервью отец Зиминой, контрразведчик. На свадьбе он вел себя естественно, веселился и много общался с другими гостями. И главное, абсолютно не скрывал, что работает в органах госбезопасности. 

Вот что в интервью Znak.com рассказал отец Зиминой Константин относительно событий на свадьбе и поведения чекиста Денисенко: «Он, изрядно напившись, сам с удовольствием рассказывал гостям, что работает в ФСБ, фотографировался со всеми. А следователи считают, что именно Антонина передала латвийским спецслужбам фотографию Денисенко через интернет и подтвердила, что он действующий сотрудник ФСБ».

Руслан Панкратов, приятель Антонины Зиминой, бывший гостем на свадьбе, —  экс-депутат рижской думы и глава правозащитной организации «Русский мир Латвии». «За несколько дней до свадьбы Антонина у меня спросила, не буду ли я против познакомиться с ее одногруппником, который работает в органах, — рассказал Панкратов «МБХ медиа». —  Я засомневался и сказал, что принципиально не работаю со спецухой. И я даже сейчас не понимаю, какой бы у меня мог быть предмет разговора с сотрудником калининградского ФСБ. Что он, бизнес в Латвии хотел открыть? Или узнать, как МИД России в Латвии помогает соотечественникам? Ну, для меня бы это тоже было странным, рассказывать такое сотруднику ФСБ из Калининграда, а не, например, из Москвы».

По словам Панкратова, Денисенко сидел за их столиком. «Стол был круглым. Все фотографировали всех на телефоны. Это же свадьба, мы же не в бункер из Ново-Огарево пришли», — вспоминает Панкратов. Он уточнил, что Максим Денисенко на свадьбе был «нарочито весел, он выпивал, вел себя вальяжно». Панкратов вспомнил, что чекист даже раздавал гостям визитки и говорил, что работает в органах. «Но никто его вообще не спрашивал о его работе. Это, скажу прямо, на свадьбе никого не интересовало. А то, что он контрразведчик, мы выяснили из прессы», — отметил Панкратов. 

Отец Зиминой позже рассказывал, что Денисенко впоследствии по делу не проходил даже в качестве свидетеля, а следователи не допрашивали никого из присутствовавших на свадьбе гостей. Тем не менее, стояли на своем. «По версии следствия, Зимина раскрыла латвийским спецслужбам информацию о сотруднике ФСБ, который был гостем на ее свадьбе в 2015 году. Она отправила в Латвию, используя интернет, фотографию этого сотрудника российских спецслужб», — отмечал в беседе с ТАСС источник из силовых структур. 

Второй эпизод

В июле 2019 года ФСБ задержала мужа Зиминой. Отец девушки рассказывал, что как-то на его телефоне раздался звонок. На том конце провода был следователь. «Я даю вам возможность пообщаться с небезызвестной личностью — и передает трубку Константину», — вспоминал отец Зиминой. Константин Антонец сказал ему, что его задержали «по сфабрикованному делу» и попросил не нанимать адвоката. Сказал, что будет защищать себя сам.

Константину Антонцу следствие вменило передачу спецслужбам Латвии документов под грифом «секретно», которые тот получил во время работы в региональном минэкономразвития.

Обвиняемый в госизмене Константин Антонец
Константин Антонец. Фото: личная страница в Facebook

Среди этих документов — постановление правительства России №1275 от 29 ноября 2014 года, в котором регламентируется предоставление Калининградской области из федеральной казны «межбюджетных трансфертов» для поддержки резидентов Особой экономической зоны. Также в пакете документов имелись постановления местного губернатора, касающиеся особенностей выделения бюджетных средств. Обвинение уверено, что часть сведений, которые Антонец и Зимина передали спецслужбе другого государства, были секретными и как юрист Антонец это достоверно знал. 

В суде эту версию позже, как писал «Коммерсант», подтвердила и  работавшая на тот момент заместителем министра экономики Калининградской области Нинель Салагаева. Она заявила, что Антонец сам участвовал в подготовке документов и точно знал об их секретности. Однако другие свидетели, работавшие над документами, отрицали участие Антонца. Константин Антонец просил ФСБ возбудить дело против Салагаевой за дачу ложных показаний, но получил отказ.

Пока длилось следствие, оба супруга продолжали содержаться в «Лефортово» в одиночных камерах.

Суд, приговор и ФСБ

Весной 2020 года, когда первая волна пандемии коронавируса набирала свои обороты, Зимина и Антонец были этапированы в Калининград. С конца мая в Калининградском областном суде стартовал процесс по их делу. Как и по всем делам о госизмене, заседания проходили в закрытом режиме, а все материалы были засекречены. В СМИ просачивались лишь крупицы информации, не позволяющей, впрочем, сложить объективной картины относительно как самого обвинения, так и представленных суду доказательств. 

24 декабря суд вынес приговор. «Антонцу Константину дали 12 лет и шесть месяцев строгого режима, Антонине Зиминой — 13 лет общего режима. Также штрафы по 100 тысяч рублей и ограничение свободы по году», — рассказал «МБХ медиа» адвокат Михаил Баев. Гособвинение запрашивало для подсудимых 13 и 14 лет. Супруги своей вины не признали. Баев уточнил, что он вместе с осужденным намерены обжаловать приговор. 

После того, как Калининградский областной суд огласил свое решение по делу, заявление сделала и ФСБ. 

«В ходе проведения следствия и судебного разбирательства установлено, что Зимина была завербована латвийскими спецслужбами в 2012 году во время выезда за границу. В дальнейшем она выполняла задания по сбору и передаче спецслужбам Латвии сведений, составляющих государственную тайну. Также в 2015 году Зимина привлекла к сотрудничеству с латвийскими спецслужбами своего супруга Антонца, который в период работы в Министерстве экономики Калининградской области похитил и совместно с Зиминой передал спецслужбам Латвии секретные сведения», — говорится в официальном заявлении ведомства. 

Прикрыть «крота»

Приятель Антонины Зиминой, экс-депутат рижской думы и глава правозащитной организации «Русский мир Латвии» Руслан Панкратов считает, что версия о вербовке его подруги может выглядеть вполне правдоподобной. А история с калининградским чекистом Денисенко была лишь ширмой.

«На языке спецслужб это называется “включить Голливуд”», — сказал Панкратов «МБХ медиа». Он считает, — подчеркивая, что это лишь версия, — что российские спецслужбы действительно могли зафиксировать контакт Антонины Зиминой в Риге с какой-нибудь зарубежной спецслужбой, латышской или даже ЦРУ. И у ФСБ или контрразведки есть данные, что она начала с ними сотрудничать добровольно, а затем подключила к этому и своего мужа. 

«Может быть, происходил не просто сбор информации, но также она, вероятно, выполняла директивы, полученные от своего куратора. Но ее разоблачение стало возможным только благодаря российской разведке, то есть своему агенту внутри латвийских спецслужб или ЦРУ. И этот агент изобличил Антонину и предоставил подтверждающие материалы. А чтобы не выдать своего “крота”, и была придумана дымовая завеса с калининградским сотрудником ФСБ», — поделился своими соображениями Руслан Панкратов. А цель «легенды» с Денисенко,  считает он, «увести подозрения от своего агента».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.