В Москве 10 января прошел пикет в защиту 42-летнего жителя Махачкалы Омара Абдурашидова. Его сестра Хадижат Умаханова вышла к зданию ФСБ с плакатом с надписью «Требую остановить беспредел в Дагестане». Она рассказала нам о том, как ее брата вынуждают признать вину в преступлении, которого он не совершал.
Бывший сотрудник Пенсионного фонда Омар Абдурашидов уже почти десять месяцев находится под арестом — и останется в СИЗО как минимум до февраля. Его обвиняют в финансировании терроризма: следствие утверждает, что он перевел 200 тысяч рублей экстремистам. Родственники и адвокаты считают, что подозреваемого пытали и заставили дать ложные показания.
Сестра Абдурашидова Хадижат Умаханова рассказала «МБХ медиа», что на оправдательный приговор семья уже не надеется. «Куда бы мы ни обращались, нет никакой реакции, так как ФСБ на них всех влияют», — сказала она. Суд несколько раз продлевал арест Абдурашидова. «Они [сторона обвинения] представляют каждый раз одно и то же в суд, чтобы продлить меру пресечения. И ее продлевают, несмотря на то, что нет никаких доказательств, никаких указаний, ничего нового», — рассказывает Хажидат. Она добавила, что их семья очень тяжело переживает арест брата. Он был примером для всех близких: занимал хорошую должность и воспитывал сына. Видеться с Абдурашидовым родственникам не дают. За десять месяцев, которые он провел в СИЗО, не удалось устроить ни одного свидания.
28 марта родственница Абдурашидова заявила о его похищении. По ее словам, мужчину похитили на выходе из магазина: посадили в машину и увезли в неизвестном направлении. Ночью 30 марта в его доме прошел обыск, в ходе которого нашли оружие. Родственники Абдурашидова считают, что оно было подброшено. В этот же день им позвонил следователь и сообщил о том, что Абдурашидов находится в здании управления ФСБ и на следующий день его доставят в суд.
В отношении Абдурашидова возбудили уголовное дело по подозрению в финансировании террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ). На основании его показаний задержали бывшего начальника полиции Махачкалы Раипа Ашикова и бывшего и.о. начальника полиции Каспийска Зиявудина Ашикова. Согласно версии следствия, в декабре 2018 года Раип Ашиков передал Абдурашидову 160 тысяч рублей. На допросе Абдурашидов рассказал, что он перевел 200 тысяч рублей боевику Марату Алинчеву — одному из последних оставшихся в живых членов «эндирейской» бандитской группировки. Следствие утверждает, что в эту сумму вошли деньги Раипа Ашикова, которого также обвинили в финансировании терроризма. Зиявудина Ашикова, брата Раипа, обвинили в покушении на убийство заместителя начальника Управления уголовного розыска МВД республики Дагестан Анвара Шамхалова.
31 марта в Советском суде Махачкалы состоялось заседание по установлению меры пресечения Омару Абдурашидову. Во время оглашения обвинительной части ему стало плохо, его адвокат Салимат Кадырова попросила вызвать скорую. Абдурашидов начал биться в клетке и кричать «Я не делал этого!». Родственникам удалось ворваться к нему и снять на камеру следы побоев на его теле — раны на коленях и повреждения на лице. Заседание было прервано.
Абдурашидов рассказал, что его пытали и заставили дать показания против Раипа и Зиявудина Ашиковых. Член ОНК зафиксировал следы пыток на его теле. По заявлению адвокатов провели проверку, но в возбуждении уголовного дела отказали.
В сентябре Абдурашидову начали поступать угрозы: его адвокат рассказала, что начальник второго отдела УФСБ по Дагестану Дмитрий Коростылев требовал от мужчины не отказываться от показаний, которые он дал во время допроса. В противном случае Костылев угрожал, что Абдурашидов «не выйдет из тюрьмы, ему накинут еще статьи и ему снова придется пройти через пытки». 3 сентября адвокаты направили жалобу в ЕСПЧ. Они попросили обеспечить безопасность их подзащитного и провести расследование в отношении пыток и угроз.