in

Связанные с Евгением Пригожиным компании получили все контракты на поставку питания в государственные школы Москвы. Их сумма — почти 36 млрд рублей

Фото: Кирилл Зыков / агентство «Москва»

 

 

Власти Москвы провели аукционы на определение поставщиков питания в столичные школы и колледжи в учебном году 2020/2021. Сумма заключенных контрактов составила 35 млрд 770 млн рублей. И несмотря на историю с массовым отравлением детей в конце 2018 года и даже возбужденное после этого уголовное дело, все контракты получили семь компаний, так или иначе связанных с «поваром Путина» Евгением Пригожиным.

 

Как подсчитало «МБХ медиа», департамент правительства Москвы по конкурентной политике разместил 37 тендеров, в каждом из которых были указаны от 6 до 31 учреждения.Подрядчики должны будут обеспечить поставку продуктов для завтраков, обедов, полдников и ужинов.



Сколько денег получили подрядчики?

Больше всего за контракты с московскими властями получит «Руссоцкапитал». Сумма девяти выигранных аукционов для компании составляет 9 млрд 942 млн рублей. Это 27,79% от суммы всех контрактов. Затем идут «Верона» (восемь контрактов на 7 млрд 475 млн рублей; 20,9% от общей суммы), «Комбинат дошкольного питания» (КДП; пять контрактов на 6 млрд 468 млн рублей; 18,08%), «Школьник-ЮЗ» (пять контрактов на 453 млн рублей; 12,17%), «Вито-1» (шесть контрактов на 4 млрд 19 млн рублей; 11,24%), «Вилмап» (три контракта на 3 млрд 83 млн рублей; 8,62%) и «Московский школьник» (один контракт на 430 млн рублей; 1,2%).

 

Сумма размещенных властями Москвы 37 тендеров составила 36 млрд 90 млн рублей. Контракты же были заключены на 35 млрд 770 млн рублей. То есть в ходе торгов совокупную цену размещения удалось снизить на 320 млн рублей, что составляет лишь 0,89% от изначальной стоимости. Для сравнения, в конце 2018 года руководитель департамента Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев заявлял, что среднее снижение стартовых цен на госзакупках столицы составляет 8%. Уже в ноябре 2019 года, по его словам, этот показатель достиг 17,5%.

 

Но что еще более интересно, у каждой отдельно взятой компании доля снижения цены одна и та же во всех выигранных тендерах. Например, для КДП она составляет 0,3% по всем девяти контрактам. Для «Руссоцкапитала» — 0,7%, для «Вероны» — 0,6%, для «Вилмап» — 0,4%, для «Школьник-ЮЗ» — 0,5%, для «Московского школьника» — 1%.

 

Самым выгодным для московских властей оказалось партнерство с «Вито-1». Сумма снижения цены в каждом из шести контрактов с этой компанией составила 1,7%. Но это еще более удивительно, поскольку «Вито-1» —  единственная компания, получившая свои контракты без конкуренции. Все конкурсы по этим договорам были признаны несостоявшимися, поскольку «Вито-1» оказывалась единственной компанией, подававшей заявку. В протоколах аукционов говорится, что члены комиссии утверждали договор с фирмой на основании п. 4 ч. 1 ст. 55.1 Закона № 44-ФЗ: «Контракт заключается с участником открытого конкурса в электронной форме, подавшим единственную заявку на участие в нем, если данный участник и поданная им заявка на участие в таком конкурсе признаны соответствующими требованиям конкурсной документации».

 

 

 

Кто подрядчики?


В аукционах участвовали восемь компаний. Больше всего контрактов (девять) получило ООО «Руссоцкапитал», что составляет 24,3% всех размещенных тендеров. Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», эта компания стала участвовать в конкурсах на поставку школьного питания в 2019 году — после того, как заявки на тендеры перестали подавать принадлежащие Евгению Пригожину «Конкорд-М» и «Комбинат питания Конкорд». До этого фирма получала госконтракты на обеспечение питанием объектов здравоохранение.

Фото: Кирилл Зыков / агентство «Москва»

Журналистка Дарья Бурлакова писала, что «Руссоцкапитал» может быть связан с Пригожиным. Она отмечала, что фирма входит в «Ассоциацию предприятий социального питания в сфере образования и здравоохранения», которая, по данным «СПАРК», принадлежит еще двум компаниям Пригожина — «АВК» и «Продфутсервис». «Руссоцкапитал» вступила в ассоциацию 10 июня 2019 года. В этот же день в ассоциацию были включены еще две фирмы, участвующие в аукционах на питание для школьников — «Верона» и «Вилмап». До этого компании также получали госконтракты на поставки еды в учреждениях здравоохранения.

 

Но и на этом сходства между тремя фирмами не заканчиваются. Все они сменили своих владельцев в течение 11 дней в августе 2018 года — «Руссоцкапитал» — 16 августа, «Вилмап» — 17 августа, «Верона» — 27 августа. Кроме того, руководителем и совладельцем «Вероны» является Владимир Сомов. Он лично подтверждал Бурлаковой, что сотрудничал с еще одной компанией, связанной с Пригожиным — «Школьник-ЮЗ». А веб-адрес страницы «Вероны» на сайте по подбору кадров hh.ru раньше принадлежал «Конкорду». Сама «Верона» выиграла восемь закупок на поставку питания в 2020-2021 годах, а «Вилмап» получила три контракта.

 

Компания «Школьник-ЮЗ», с которой сотрудничал Сомов, выиграла пять тендеров. О том, что она связана с Пригожиным, еще в 2016 году писал РБК. По данным издания, эта фирма вместе с еще двумя — КДП и «Московским школьником» — перешла под контроль «Конкорда» летом 2015 года. КДП в этот раз получила пять контрактов, а «Московский школьник» — всего один.

 

Седьмой компанией, получившей подряды, стала «Вито-1». Впервые эту фирму связали с Пригожиным в расследовании Антикоррупционного центра партии «Яблоко». К такому выводу в центре пришли на основании того, что «Вито-1» также входит в «Ассоциацию предприятий социального питания в сфере образования и здравоохранения». 

 

Однако «Настоящее время» писало, что формальных связей между компанией и структурами Пригожина нет. Издание не исключало версию неформального контроля «повара Путина» над «Вито-1» или же сговора владельцев о разделе рынка госзаказов. В пользу этого говорило, что вспышка инфекции была зафиксирована в детсадах, которые обслуживали компании как Пригожина, так и «Вито-1». Также связь прослеживалась через бывших сотрудников и юриста, занимающегося регистрацией и ликвидацией предприятий. Против связи с Пригожиным говорил факт, что у «Вито-1» нет никаких финансовых отношений с компаниями «повара Путина», что нехарактерно для империи бизнесмена. Также единоличным владельцем «Вито-1» с 2009 года является Наталья Гребенщикова, тогда как структуры Пригожина пришли на московский рынок в 2011 году. 

 

Восьмым участником закупок выступала компания «АВК», которая так и не выиграла ни одного аукциона. РБК и Vademecum со ссылкой на источники писали, что фирма также может действовать в интересах Пригожина. В частности, отмечалось, что телефон «АВК», указанный в «СПАРК», совпадает с номером «СП ”Конкорд”», принадлежащего компаниям «Конкорд М» и «Конкорд менеджмент и консалтинг» Евгения Пригожина.


Почему это важно?


В конце 2018 года в детских садах и школах Москвы произошла вспышка дизентерии, острую кишечную инфекцию нашли более чем у 150 человек, преимущественно у детей. Фонд борьбы с коррупцией писал, что еду в учреждения, где произошло массовое заболевание, поставляли «Комбинат питания «Конкорд»» и «Вито-1».

Позже в Роспотребнадзоре заявили, что причиной вспышки инфекции стал некачественный творог, изготовленный на одном из предприятий в Липецкой области. В «Конкорде» также утверждали, что виновным в массовом заболевании является производитель творога. Кроме того, ведомство нашло сливочное масло со следами кишечной палочки на складах «Вито-1». 

 

В феврале 2019 года сообщалось, что Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 238 УК (Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). По словам источника «Интерфакса», в материалах дела фигурировала «Вито-1».

В свою очередь родители отравившихся детей подавали два коллективных иска к «Комбинату питания «Конкорд»» и «Вито-1». В октябре 2019 года суд обязал компании выплатить истцам около 300 тысяч рублей. В среднем на одного истца пришлось по 10–15 тысяч рублей компенсации.

Сам Евгений Пригожин отрицает связь с «Вито-1», «Школьник-ЮЗ» и другими компаниями, получающими господряды на поставку питания. «Евгению Викторовичу принадлежит только комбинат питания «Конкорд». Остальные компании, осуществляющие деятельность в сфере социального питания не имеют к нему никакого отношения», — говорится в заявлении «Конкорда». 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.