Крупные сети супермаркетов просят поставщиков не повышать цены и даже пытаются регулировать их за свой счет. По крайней мере — до сентября, когда в России пройдут парламентские выборы. С чем это связано и к чему может привести — в материале «МБХ медиа».
Одна из крупнейших российских продуктовых сетей «Лента» предложила поставщикам социально значимых продуктов воздержаться от повышения цен, сообщает «Коммерсантъ», ссылаясь на письмо директора по стратегии и развитию закупок компании Елены Москаленко, которое оказалось в распоряжении редакции газеты. По данным издания, цены ритейлерам предполагается заморозить до конца сентября — на этот месяц намечены выборы в Госдуму.
По словам заместителя председателя правления «Руспродсоюза» Дмитрия Леонова, которые цитирует газета, подобные предложения некоторые участники объединения, в которое входят производители продовольствия, получили и от других игроков.
Жадины и стоимость говядины
Журналисты издательского дома склонны сопоставлять этот факт с недавним заявлением премьер-министра и главы правительства РФ Михаила Мишустина, сделанным им во время выступления в Госдуме с отчетом о итогах работы правительства за год. Комментируя рост инфляции с начала нынешнего года, он заявил, что кроме падения курса рубля она связана с «жадностью» некоторых производителей и торговых сетей — многие из них, не желая терять выгоду, подняли внутренние цены на ряд своих товаров вслед за мировыми. Впрочем, как цитирует его слова РБК, «у правительства достаточно инструментов, чтобы обуздать аппетиты тех, кто наживается на ажиотажном спросе во всех сферах».
Перечень «социально значимых» продуктов, о котором идет речь в письме топ-менеджера «Ленты» — не произвольная или умозрительная категория, а официальный список, устанавливаемый правительством, и его номенклатура была утверждена еще в июле 2010 года. Кроме масла, молока, яиц, сахара и чая, в него входит говядина, свинина, баранина — кроме бескостного мяса, а также пшено, гречневая крупа, лук, картофель и некоторые другие продукты.
«Лента» в настоящее время своими силами старается не допустить роста цен, «инвестируя» в нее «за счет собственной маржи», цитирует «Коммерсантъ» письмо сети-ритейлера, но одновременно просит своих контрагентов объединить усилия. Но те и так, страдают от удорожания сырья и упаковки, и их возможности по сдерживанию цены весьма ограничены, замечают журналисты «Коммерсанта».
Цены не то, чем кажутся
Стоит отметить, что в последнее время потребители и правда столкнулись с заметным ростом цен сразу по нескольким позициям. Так, ранее русская служба Би-Би-Си, со ссылкой на данные Росстата, сообщала, что только в ноябре 2020 года цены на продукты по сравнению с ноябрем 2019 года выросли на 6,16%.
Выросли в цене и сахар с подсолнечным маслом, входящие в список товаров, на которые государство имеет право назначать предельную отпускную цену в случае острой необходимости. Известный эксперт в области региональных финансов и социально-экономического развития Наталья Зубаревич объясняла в интервью «МБХ медиа» повышение их стоимости объективными причинами: в 2018 году неурожай сахарной свеклы привел к росту его цены, в ответ на что производители сперва увеличили посевы, а затем, после падения цен в 2019-м слишком сократил их. Что и привело к нынешнему скачку.
В случае с растительным маслом, по словам эксперта, в дело вмешались внешние цены: рост его стоимости на мировом рынке сделал поставку продукта туда более выгодным, чем продажу его внутри страны. Сыграл свою роль и общий рост мировых цен на продовольствие в рамках очередного десятилетнего «суперцикла».
Цены внутри страны, убеждена она, в этом случае можно было бы сдержать с помощью ввозных пошлин на эти товары, но вместо этого правительство договорилось с производителями и торговыми сетями о заморозке цены на сахар, подсолнечное масло, а чуть позднее — на мясо птицы и яйца.
Это произошло после того, как президент Путин на своей декабрьской пресс-конференции резко раскритиковал рост цен на продукты. Профильные министерства договорились с коммерсантами, что взамен с апреля те в «ручном режиме» будут получать адресные субсидии на срок до шести месяцев в счет убытков компании с апреля. 30 марта правительство сообщило, что оно собирается продлить заморозку до предельных цен на сахар и масло до 1 октября — и запретит выставлять оптовую цену на масло более 95 рублей за литр, а килограмм сахара — более 36 рублей за кило.
Хотите, чтобы было как в Советском Союзе?
Впрочем, многие эксперты весьма скептически смотрят на эти шаги власти, считая их крайне опасными. Так, Зубаревич в интервью «МБХ медиа» уже назвала директивное ценообразование попыткой «вернуться в Советский Союз» и «исключительно политической историей», не имеющей отношения к экономике.
С ней согласны и многие другие эксперты. «Популизмом» идею с заморозкой цен назвал, например, председатель уральского закупочного объединения «Союз Ритейл», владелец торговой сети «Елисей» Александр Оглоблин. «К низким ценам это не приведет. Если нас заставляют продавать по цене дороже, чем мы покупаем, то нам лучше вообще не реализовывать продукцию, чем торговать ею себе в убыток. Если ограничивают цену на сахар ритейлу и производителю, то производитель предпочтет посадить в поле другую культуру. Соответственно, возникает еще больший дефицит», — отмечал он еще в декабре в интервью изданию «УралБизнесКонсалтинг».
Надо сказать, что ранее правительство уже дважды — в 2007 и 2015 годах — прибегало к такой заморозке. Механизм использовался аналогичный нынешнему — соглашение крупнейших ритейлеров. «В каждом случае заморозка приводила к череде закрытий и банкротств разных предприятий», — комментировал в декабре 2020-го планы правительства экономист Григорий Баженов. В 2008 году, в результате предпринятых мер в отдельных регионах часть компаний вообще прекращала производство отдельных видов продукции.
На то, что торговые сети уже столкнулись с проблемами при закупках ряда товаров после заморозки цен этой зимой, в январе 2021 года журналистам жаловался глава координационного совета Союза независимых сетей России Дмитрий Шадрин и ряд других экспертов.
Интересно, что в начале апреля налоговики пришли с проверкой в агрохолдинг «Русагро», чей контролирующий акционер Вадим Мошкович резко раскритиковал заморозку на совещании с главой государства 11 марта. Его реплика, как передают журналисты издания VTimes, спровоцировала гнев сотрудников Минсельхоза, стоящего, как считается, за указанными мерами по борьбе с ростом цен. С 2018 года это ведомство возглавляет Дмитрий Патрушев, сын секретаря Совета безопасности Николая Патрушева, ближайшего соратника президента Владимира Путина.