in

Уезжай домой, не возвращайся никогда. Как российское миграционное законодательство используют против беженцев

Украинские беженцы в лагере в Ростовской области, 2015 год. Фото: Валерий Матыцин / ТАСС

Пять лет назад, в апреле 2014 года, в Россию приехали первые беженцы из Украины. К 2019 году их число достигло миллиона — это 98% от числа всех вынужденных переселенцев в стране. Правда, массовый прием украинских беженцев был разовой акцией: уже в июле в России ввели квоты на переселенцев.

Выходцам из других стран сложно получить хотя бы временное убежище: граждан Сирии отправляют домой из-за «отсутствия войны в стране», украинцам отказываются продлевать убежище из-за Минских соглашений, а политических беженцев задерживают и депортируют.

Сирийские беженцы: задержания в миграционных центрах и высылка на фронт

Весной 2015 года на Ближнем Востоке и в Европе начался миграционный кризис. За год более миллиона человек пытались попасть в Германию через Средиземное море, Балканы и Италию. Россию кризис почти не коснулся — по состоянию на октябрь 2018 года, на территории страны находились 9,1 тысяч граждан Сирии. Беженцев из них единицы: с 2011 года, когда началась война в Сирии, статус беженца смог получить только один человек. Суды и органы миграции отказывают сирийцам и утверждают, что конфликт в Сирии идет лишь в двух регионах. «Получается, в Европе признают войну и принимают беженцев, а у нас — нет», — говорит «МБХ медиа» специалист фонда «Гражданское содействие» Евгений Ястребов.

В основном бегущие от войны сирийцы запрашивают временное убежище и живут в подмосковном городе Лосино-Петровский — там они работают на текстильной фабрике. Им нужно продлевать разрешение каждый год, однако многих иностранцев даже не допускают до подачи документов. По словам Ястребова, в отделениях миграционной службы их задерживают, штрафуют за нарушение режима пребывания (статья 18.8 КоАП РФ), а в некоторых случаях даже выдворяют за пределы РФ. В Москве и Подмосковье в 2017 году так наказали 80 граждан Сирии. По данным «Гражданского содействия», в управлениях по вопросам миграции не разрешают подавать документы без квитанции об оплате штрафа. Ястребов говорит: способы урезать поток беженцев различаются в каждом регионе, но «ситуация сложная по всей России».

Из-за сложной и опасной процедуры продления убежища число людей, которым удалось подать документы, с 2014 года упало почти в шесть раз.

Сирийские беженцы, обучающиеся русскому языку в интеграционном центре комитета «Гражданское содействие». Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
Украинские беженцы: дискриминация по возрасту и депортация на Донбасс

«Смягчением ситуации» обосновывают и высылку украинских беженцев обратно на Донбасс. В 2015 году бежавших от боевых действий жителей Донбасса задерживали и направляли в депортационный центр, где их ожидала высылка в Киев. Суды выносили решения о депортации, основываясь на справку из МИД о Минских соглашениях. По одному из таких случаев управление МВД по Подмосковью все же выдало беженцу временное убежище.

Согласно данным из доклада фонда «Гражданское содействие», в 2014 году количество обратившихся за временным убежищем граждан Украины было в 114 раз больше количества выходцев из других стран. Еще в самом начале переезда выходцев из Украины, в июле 2014 года, в Москве, Петербурге, Крыму, Чечне и Ростовской области аннулировали квоты на прием беженцев. Тем, кто приехал позднее, пришлось ехать в дальние регионы.

Если с 2010 по 2013 годы временное убежище выдавали примерно в 60% случаев, то в 2014 году одобряли почти каждую заявку. Год спустя количество получивших временное убежище украинцев уменьшилось почти в два раза, а еще через год — в семь раз. Частично такие цифры связаны с легализацией граждан Украины: по данным «Гражданского содействия», с 2014 по 2017 год около 500 тысяч украинцев получили разрешения на временное проживание, вид на жительство или российское гражданство.

Также выходцы из Украины пробуют освоиться в России с помощью программы переселения соотечественников. Правда, региональные власти придумывали дополнительные ограничения, из-за которых участвовать в программе было невозможно. 11 апреля Верховный суд РФ признал незаконными возрастные ограничения: в Калужской области было запрещено участвовать в программе людям старше 55 лет. Из-за ограничений беженка из Украины Наталья Мельникова, легализовавшаяся в России, получала отказы от местной миграционной службы.

Беженцы из стран СНГ: неготовый изолятор, пытки, депортация сразу в СИЗО

В сентябре 2018 года в подмосковных Люберцах полицейские задержали одного из лидеров талышского национального движения Фахраддина Абосзода, который с 1995 года жил в России. Задержали его по требованию Службы государственной безопасности Азербайджана: на родине активиста обвиняют в разжигании межнациональной розни, а также в призывах к захвату власти.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

в эфире я сказал «Свободу Фахраддину Абосзода! это ничего не значит…». Но, к сожалению, это все-таки что-то значит. Обычно я не имею возможности публиковать тут серьезные посты, и мне нужно было что-то сделать, чтобы это смотрелось тут не так резко. Вот причина, по которой я так сказал в эфире: Известный талышский ученый, журналист, общественно-политический деятель и борец за права талышей Фахраддин Абосзода был задержан 6 сентября полицией Люберецкого района по запросу Азербайджана. Суд арестовал его до 6 марта 2019 г. для дальнейшей экстрадиции в Азербайджан, где его ожидает несправедливый суд и возможная расправа со стороны политических противников. Ему инкриминируются «публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя либо нарушению территориальной целостности Азербайджанской Республики, а равно распространение материалов такого содержания, совершенные неоднократно или группой лиц» (ст. 281.2 УК АР), а также те же «разжигание межнациональной розни» (ст. 283.1 УК АР). Однако в период, за который ему вменяются указанные преступления, он постоянно проживал за пределами Азербайджана, а именно в Российской Федерации. В 2011 г. ему было предоставлено временное убежище на территории РФ, т.е. Россия признала, что он подвергается преследованиям. В 2014 г. он получил вид на жительство, в связи с чем автоматически лишился полученного ранее временного убежища. Но причины, по которым он получил в России убежище, никуда не исчезли. Попытка Азербайджана экстрадировать его из России лишний раз доказывает этот факт. Фахраддин Абосзода является автором русско-талышского, англо-талышского и тюрко-талышского словарей, а также первой полноценной грамматики талышского языка. Возможно, не все это понимают, но для талышского народа и талышского языка это уникальные и бесценные труды, которым посвящены годы жизни. Он был редактором трех талышских газет: «Голос Талыша» (1993-1994), «Толыш» (2002-2004), «Шавнышт» (2005-2008). Последние десять лет, проживая в России, он публиковался на страницах различных информационных агентств (Регнум, REX и др.). Для 62-летнего ученого экстрадиция фактически может стать смертным приговором.

Публикация от Идрак Мирзализаде (@idrak.m)

Абосзода отправили в СИЗО в подмосковной Коломне, а через полгода — за неделю до суда о выдворении — похитили из изолятора и отправили в Баку. Как рассказал «МБХ медиа» адвокат Родиона Идрисова, с этого момента о его состоянии не было никаких новостей. Талышские активисты уверены: в азербайджанском изоляторе против него могут применять пытки. В свою очередь, азербайджанские медиа встретили новость о депортации с радостью: они называли Абосзода «пособником армян» и называли его заключение «справедливым наказанием за предательство».

В 2011 году Абосзода из-за угрозы уголовного преследования получил в России временное убежище, а затем — вид на жительство, и потерял право на защиту. Абосзода впоследствии пытался получить убежище, но у него не вышло. Об этом «МБХ медиа» сказали в фонде «Гражданское содействие».

За год до этого выдворить на родину пытались и бывшего корреспондента «Новой Газеты» Али Феруза. По словам журналиста, в Узбекистане ему грозило уголовное преследование и пытки: в 2008 году его пытались завербовать сотрудники местных спецслужб. 1 августа Басманный суд постановил выдворить его из страны за нарушение режима пребывания в России, но ЕСПЧ потребовал приостановить процесс. Феруз полгода провел под стражей в ожидании апелляции. В феврале 2018 года его освободили и разрешили улететь в третью страну. Журналист отправился в Германию, где ему предоставили убежище.

В отличие от случая Абосзода, Феруза содержали в Центре временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) в Новой Москве. Такие центры находятся в ведении МВД, и адвокатам туда попасть затруднительно, поэтому в случае помещения мигранта в ЦВСИГ обжаловать решение очень трудно. Как писал член СПЧ Андрей Бабушкин, условия содержания в таких центрах «как в очень плохом СИЗО»: иностранцев туда поместили еще до официального открытия центра, и он еще не был готов.  

С 2016 года об условиях содержания в ЦВСИГ нет никаких отчетов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.