in

В ночные клубы по QR-коду. Как это работает и станет ли эффективным

Бармен смешивает коктейль "Коронавирус" в баре "Разведка" на Лубянке. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

В Минпромторге считают, что пока нет оснований закрывать ритейл и общепит. Кафе, рестораны и все магазины продолжат работать при соблюдении требований Роспотребнадзора. Изменятся лишь правила работы московских ночных баров и клубов. С 19 октября в них начнет работать система идентификации посетителей по QR-коду в формате эксперимента. Рассказываем, как устроена система чек-ина, какие данные она будет собирать и хранить и насколько это эффективно. 

Как это будет работать?

«Смысл инициативы — не расставаться с любимыми заведениями на период пандемии и помочь им не закрыться», — заявил арт-директор «16 тонн» Павел Камакин. 

Власти Москвы пока решили не приостанавливать работу ночных заведений. Считается, что система идентификации посетителей позволит не вводить жесткие ограничения для отрасли.

Сама система чек-ина будет устроена так: входя в заведение, посетители должны сканировать QR-код, либо отправить sms на специальный короткий номер 7377 — для тех, у кого нет смартфонов. В ответ на смартфон приходит уведомление, что номер телефона зарегистрирован — его надо предъявить охране при входе в клуб. Система собирает номера телефонов присутствующих в заведении, запоминает время и место. Если у кого-то из собравшихся после посещения обнаружится COVID, система разошлет сообщения с предупреждением всем, кто был в зале. Как именно телефон передает данные, на какой сервер и по какому протоколу — неизвестно. Планируется, что таким образом власти смогут выявлять и прерывать новые цепочки распространения коронавируса.

«Это сделано для людей, чтобы оповестить человека, что он был в зоне риска. И если человек будет отмечаться, то ему самому больше пользы, чем властям, медикам или кому-либо еще», — заявил Павел Камакин «МБХ медиа». 

Нововведения распространяются только на развлекательные учреждения, которые открыты с 00:00 с 6:00. Рестораны и кафе, в том числе круглосуточные, развлекательными заведениями не считаются и смогут работать без чек-инов, соблюдая предписания Роспотребнадзора.

За отсутствие QR-кодов на входе владельцам баров грозят штрафы от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.

Глава Департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк. Фото: Андрей Никеричев / агентство «Москва»

Всего в городе, по данным руководителя Департамента торговли и услуг Москвы Алексея Немерюка, работает около 13 тысяч заведений общепита, но система распространится примерно на 500 из них — именно ночные клубы и бары. «Мы посмотрим, как у коллег это работает, и будем исходить из этого. Дальнейшее распространение возможно, если система себя зарекомендует», — рассказал Немерюк на пресс-конференции. Также он пояснил, что если человек отказывается на входе регистрироваться в системе, в клуб его не пустят.

Алексей Немерюк сообщил «МБХ медиа», что не уверен в том, что эксперимент можно будет распространить на всю страну. Но если вдруг им понравится, коллеги из регионов могут взять этот опыт на вооружение», — отметил он. 

Немерюк, как и другие сторонники инициативы, указывают на положительный опыт использования подобных систем в Южной Корее и странах Европы. Эти системы неоднократно подвергались критике — корейская за то, что получала слишком много персональных данных, а в Германии ошибка со стороны компании-разработчика сделала систему уязвимой для хакеров.

В России предприниматели оценили чек-ины позитивно (а рядовые пользователи еще с ней не сталкивались). «Мы анонсировали в своих соцсетях, что такая инициатива предложена, и большое количество наших коллег сами хотят подключиться к этой системе, потому что альтернатива этому — закрытие», — рассказал Камакин.

Также обсуждалось предложение ввести ограничения по времени работы для общепита, как, например, в Испании и Финляндии. Президент Профессионального ресторанного альянса, основатель группы компаний HURMA отметил, что это не спасло бы ночную индустрию: «Нет смысла открываться барам, если в 23:00 надо закрываться. От этого пострадают не только владельцы заведений, но и артисты, все, кто занимается светом и звуком».

«Конечно, мы понимаем, что число посетителей снизится, но такой шанс дает нам как-то выкрутить бизнес и выйти в ноль, не закрывая предприятие», — отметил ресторатор.

Левицкий считает, что индустрия не переживет повторное закрытие, подобное тому, с которым она столкнулась весной.

 

Какие данные собирают?

«Если кто-то из будет сильно переживать за свои данные — это клинический идиотизм. Никаких данных никто не хранит, это всего лишь номер телефона. Для властей это просто телефон», — заявляет Павел Камакин. 

Однако у москвичей появились опасения, связанные с безопасностью. «Это то же самое, что подключиться к Wi-Fi в метро», — указывает Камакин. Однако это не очень удачное сравнение, — подключаться к Wi-Fi в метро не так уж безопасно. Оператор бесплатного Wi-Fi в метро «Максима Телеком» был уличен в сборе данных о пассажирах и продаже их кафе и магазинам, чтобы те рассылали таргетированную рекламу. Также в 2018 году в системе была обнаружена уязвимость, которая как минимум год позволяла получать номера телефонов всех подключенных пассажиров, а также цифровой портрет абонента: примерный возраст, пол, семейное положение, посещаемые станции.

Указатель единой Wi-Fi сети в московском метро. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Алексей Немерюк утверждает, что номер будет храниться «обезличенным», без идентификации владельца, на защищенных серверах: «нет возможности взлома и кражи этих данных». Он уверяет, что сведения никуда не передаются, в том числе, в Роспотребнадзор: «Единственное, если обнаружен заболевший, то идет сопоставление номера из базы — и все его контакты получают пуш-уведомления. Если нет возможности получить пуш-уведомление — присылается смс». Также руководитель Департамента заверил, что номера посещающих клубы не будут сверяться с данными тех, кто перешел работать на удаленку.

«Мы сейчас проверяем маски и меряем температуру, а это просто еще один метод контроля на входе. Это будет самый простой чек-ин. Многие делают так каждый день не глядя. Как в аэропорту — ты подключаешься к Wi-Fi: оставляешь номер, получаешь смс, заходишь в интернет. Тут будет ровно то же самое: оставляешь номер, получаешь подтверждение, показываешь и проходишь в заведение», — заявил чиновник.

Если человек за вечер посещает несколько заведений, ему каждый раз придется считывать QR-код. Это вызывает опасения — в базе будут храниться данные о передвижениях конкретного «номера телефона». Алексей Немерюк успокаивает, что такой функционал не заложен, и система не будет связывать между собой заведения.

«Цель не в этом, нам неинтересно кто это, что это и куда он идет», — рассказывает руководитель Департамента.

Снизит ли это заболеваемость?

«Когда вы сидите в ресторане, у вас есть социальная дистанция. Но когда вы приходите в бар, где играет громкая музыка, вы наклоняетесь друг к другу, чтобы пообщаться, пьете напитки без маски — вероятность заражения гораздо выше», — объяснил Немерюк необходимость ввести систему именно для развлекательных заведений.

«Наша отрасль достаточно безопасна — к нам не ходят пожилые люди в больших количествах», — заверяет Павел Камакин, указывая, что молодые посетители клубов не входят в группу риска.

Открытие летних веранд в Москве в июне 2020 года. Фото: Александр Авилов / агентство «Москва»

Немерюк считает, что информирование посетителей клубов может сократить заболеваемость, указывая на опыт других стран. «Конечно, когда у человека есть информация, он более бережно относится к своему здоровью и здоровью окружающих. Те, кто переносят бессимптомно  — могут заразить своих детей, родителей», — указывает чиновник. «Это и мощный психологический фактор —  человек сможет лишний раз задуматься и сдать тест, провериться».

Доктор биологических наук, вирусолог Алексей Аграновский пояснил «МБХ медиа»: «Не пускать людей в клубы? Людям хочется развлекаться, и бороться с этим почти невозможно. Эта мера с кодами объясняется довольно гладко, мол, выявится цепочка, кто кого заразил, и будет возможно найти этих людей». Хотя Аграновский считает эту инициативу неубедительной, но признает, что «по крайней мере, люди, которые вводят систему, подготовились ко многим неприятным вопросам».

«Я не думаю что это поможет. Либо государство должно сапогом наступить, объявить жесткий карантин, закрыть все клубы, либо не применять меры, о которых много говорят, а толку — чуть. Если уж власти пошли по мягкому пути, что я одобряю, то лучше не применять никаких мер. Такая мера мне кажется половинчатой», — рассказал Аграновский. Вирусолог считает, что клубы в плане передачи инфекции опаснее общественного транспорта, так как ради еды, напитков и общения посетители будут отказываться от масок, а среди молодежи много бессимптомных носителей.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.