in

В Пензе арестовали главу УИК за подтасовку выборов. Что это значит для губернатора?

Иван Белозерцев во время голосования на избирательном участке на выборах губернатора Пензенской области
Иван Белозерцев во время голосования на избирательном участке на выборах губернатора Пензенской области. Фото: Денис Бухлаев / ТАСС

Управление Следственного комитета по Пензенской области предъявило обвинения члену местного УИК в фальсификации голосов на прошлогодних выборах губернатора, недавно арестованного за взятку. «МБХ медиа» обратилось к экспертам, чтобы узнать, как могут быть связаны два эти события.  

По версии следствия, в единый день голосования 13 сентября 2020 года председатель участковой избирательной комиссии Бессоновского района внесла 1324 неиспользованных избирательных бюллетеня в урну, предварительно проставив отметку о голосовании за одного из кандидатов.  

Как и во всем регионе, тогда на выборах одержал победу кандидат от партии «Единая Россия» Иван Белозерцев. Конкретно в указанном районе, по данным ЦИК, он набрал 85,25% голосов. Почти на 7% больше, чем в среднем по области. А 21 марта 2021 года Следственный комитет задержал губернатора по делу о взяточничестве на 30 млн рублей. 

Дела по статье 142.1 Уголовного кодекса (фальсификация итогов голосования) в России заводят нечасто. В электронной базе судебных решений за последние десять лет лишь 152 таких приговора (максимальное наказание по этой статье до четырех лет лишения свободы). Тем более по следам кампаний, на которых победил провластный кандидат. 

Проверка системы

Наказание главы районного УИК неспроста многим показалось демонстративным шагом. «Дела о фальсификации на выборах в России возбуждают с тяжелым скрипом. Арест пензенского губернатора, похоже, преподнесет еще массу сюрпризов», — например написал в своем Facebook исполнительный директор «Открытой России» Андрей Пивоваров. 

Впрочем, эксперты не совсем согласны с такой постановкой вопроса. «Я думаю, что это признак того, что увольнение губернатора почти всегда дестабилизирует вертикаль, — считает, например, политолог Александр Кынев. — Почти во всех случаях, когда губернаторы увольнялись: в Марий Эл, Коми, на Сахалине, в Кемеровской области, на последующих выборах мы видели определенное ослабление админресурса и некоторое снижение результатов партии власти».     

Он напомнил, что «силовики» — тоже часть вертикали. Оказавшись  предоставленными сами себе, сотрудники правоохранительных органов нередко задерживают, воспользовавшись моментом, тех, кого при старом руководстве трогать было бы неприлично.

Похожего мнения придерживается и президент Фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, впрочем, он вполне допускает, что проблемы главы УИК могут быть связаны с губернаторской историей более тесно. «Вполне возможно, следствие пока не определило, что будет более предметно предъявляться — для этого идут обыски, обещана проверка деятельности за все годы. Попытка опротестовать итоги выборов выглядит как одна из таких попыток посмотреть, что можно предъявить», — предположил он.

Часть кампании

Белозерцева подозревают в получении в обмен на доступ к госконтрактам взяток на общую сумму свыше 30 миллионов рублей от главы фармакологической компании «БИОТЭК» Бориса Шпигеля и структур связанных с его бизнесом. Как сообщило информационное агентство ТАСС, всего при обыске у губернатора было найдено около 500 миллионов рублей наличными. Однако причина ареста, как замечают наблюдатели, может крыться совсем не в деньгах.  

Как уже писали «МБХ медиа», в 2019 году чиновник прославился, обязав глав районов отговаривать женщин от абортов, а после, по следам конфликта вокруг цыганского поселка (в результате один человек погиб, один человек и несколько пострадали), заявив, что в регионе работают «американские провокаторы», якобы подогревающие национальные конфликты. И первое и второе выступления главы области, подхваченные федеральными СМИ, обернулись громкими скандалами.     

Именно с ними и может быть связано возбуждение дела на Белозерцева, убеждены эксперты: «Я рассматриваю это дело как часть подготовки к избирательной кампании в Думу и как попытку властей перебить информационную повестку. Подобные события в ходе избирательной кампании всегда имеют электоральную цель», — сказал, например, Александр Кынев. 

Дело может быть не только в коррупции, считает и Михаил Виноградов: «Белозерцев был губернатором-середняком, а, возможно, даже, немного и ниже среднего, — констатировал он. — Но, скорее всего, звезды сложились для него неудачно, если речь идет о некоем гнезде коррупции и взяточничества». 

Нередко аресты мелких чиновников могут как предшествовать аресту главы региона, согласны эксперты.

В целом же аресты губернаторов, отметил Виноградов, даже не столько форма контроля над региональными чиновниками, сколько форма самопрезентации силовых элит. «Такие аресты приводят к снижению веса гражданской власти, к снижению привлекательности прихода к власти», — заключил эксперт.  

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.