В России больше года существует проблема с поставками вакцины против бешенства в регионы. Вылечить эту болезнь невозможно, любой укус больного животного может стать для человека смертельным. Инкубационный период при заражении бешенством достигает года, при этом болезнь будет протекать бессимптомно.
Бешенство — одно из самых опасных инфекционных заболеваний нервной системы, поэтому после любого контакта с зараженным животным необходимо сделать шесть уколов вакцины. Вакцинирование от бешенства входит в программу обязательного страхования, но уже больше года во многих регионах вакцины просто нет. Куда делась вакцина и причем тут пандемия коронавируса — разбиралось «МБХ медиа».
«Может быть, не помрете»
12 октября ветеринар из Алтайского края Алла Киржаева опубликовала в фейсбуке пост, быстро набравший почти тысячу лайков и более 500 репостов. Киржаева рассказала о ситуации, в которую попала она и хозяева домашнего кота, мама с дочкой, поступившего в ветлечебницу месяцем ранее. Животное было сильно обезвожено и находилось в тяжелом состоянии. Киржаева поставила коту капельницу, после чего ему стало немного лучше, но позже у него начались галлюцинации. Кота отвезли в горветлечебницу, где усыпили. Спустя пару дней пришли результаты лабораторных исследований, которые подтвердили, что животное было заражено бешенством.
А дальше начались проблемы. Всем, кто контактировал с зараженным котом, нужно было сделать курс прививок от бешенства. Хозяйка кота Анастасия Абрамовская рассказывала, что у нее на руках были царапины, она вытирала коту слюну, не зная, что он заражен. Но выяснилось, что вакцины для них нет.
Алла Киржаева рассказала «МБХ медиа», что необходимой вакцины не оказалось во всем регионе. Ей самой в медучреждении выдали всего три дозы, хозяйке зараженного кота две дозы, а ее дочери не выдали ни одной. Спустя неделю у девочки начались головные боли, а 5 октября она была госпитализирована в неврологическое отделение с диагнозом «мигрень». Вакцину от бешенства девочке вкололи только после настойчивых просьб матери, но предупредили, что хватит только на три укола.
Бешенство, передающееся от животных к человеку, в России лечат вакциной «Кокав» или «Рабипур». Купить их самостоятельно у производителя человек не может, ее продают только юридическим лицам. Полный курс прививок состоит из шести уколов, прерывать его строго не рекомендуется (это может нанести вред здоровью и снизить эффект до минимума). Уколы ставят в день обращения, а затем на 3, 7, 14, 30 и 90 дни после укуса или контакта со слюной животного. Симптомы болезни проявляются на той стадии, когда лечение уже невозможно. Риск заражения во многом зависит от места, куда человека укусили, объяснил «МБХ медиа» заведующий инфекционным отделением в одной из московских клиник Владислав Скороходов. Изредка бывает так, что даже вакцина не успевает помочь.
«В центральной районной больнице разводят руками: ну, может быть, не помрете. В министерстве здравоохранения Алтайского края кормят завтраками», — рассказывает Алла Киржаева.
«Если человек вовремя не получил вакцину и вирус попал в мозг, шансов у него нет. В мире нет ни одного случая исцеления от бешенства. Вернее, есть один в Израиле, но там был другой штамм, в отличие от российских случаев», — объясняет собеседница «МБХ медиа».
Киржаева писала письма в местный Минздрав, но это было бесполезно. Только огласка в СМИ дала результат. «На данный момент мы все получили вакцину», — отметила Алла Киржаева. Она уверена — проблема с нехваткой вакцины все равно актуальна.
«В этом году мы подняли большую волну и в Алтайский край поступило 2500 доз вакцины. И опять большинству покусанных будут отказывать в вакцинации, — считает Алла Киржаева. — В прошлом году после подобного случая в край поступило 1000 доз вакцины. Для понимания – этого хватит, чтобы привить 140 человек, хотя покусов в год больше». Количество вакцины должно быть больше числа покусанных, объясняет Киржаева: надо принимать во внимание ветврачей, волонтеров в приютах, дрессировщиков и охотников. Они должны иметь возможность вакцинироваться заранее, уверена Киржаева, «а это три дозы первично и потом одна в год».
От Москвы до Башкирии
Ситуация с перебоями в поставках вакцины от бешенства носит масштабный характер на протяжении уже как минимум года. В конце мая 2020 года на нехватку вакцины пожаловались в Челябинской области. Местный житель, которого укусила бездомная собака, не получил вакцину ни в травмпункте, ни в еще нескольких медучреждениях. «Отсутствие вакцин дежурившие врачи объяснили сбоями поставок из-за режима по COVID-19», — рассказал он местным СМИ. Вакцина нашлась только в одной больнице, ее количество было ограничено.
В региональном Минздраве журналистам заявили, что проблем с поставкой вакцины в Челябинской области нет. «В мае создан резерв 3,5 тысячи доз. В начале этой недели очередную партию вакцины передали в медучреждения. Отрабатываются заявки, отказов пациентам в постановке вакцины не допускается», — заявила пресс-секретарь ведомства Марина Сергеева. За два месяца до этого в Златоусте (тоже в Челябинской области) собаки покусали 15-летнюю девочку. Родителям пришлось обращаться за помощью к местному депутату — вакцинировать ребенка отказывались.
В мае 2019 года в нескольких кварталах Уфы ввели карантин после нападения барсука на людей. Позже телеканал «Вся Уфа» показал сюжет, в котором один из пострадавших рассказал, как не может получить вакцину от бешенства из-за ее нехватки. Уфимцу посоветовали отправиться на поиски укола самостоятельно. В мае 2019 года шестилетнюю девочку собаки покусали в Донском Тульской области. В местной больнице также не оказалось вакцины.
В июле 2019 года проблема отсутствия вакцины от бешенства вскрылась в Краснодарском крае. Девушке, на которую напала стая бродячих собак, сказали в травмпункте, что у них нет вакцины. И даже выдали справку, в которой было написано: «в вакцинации от бешенства отказано ввиду отсутствия антирабической вакцины» (такую же справку выдали хозяйке кота из Алтайского края Анастасии Абрамовской). «На следующий день я позвонила во все муниципальные и частные клиники. Все говорили, что вакцины нет. Только в одной частной клинике она оказалась за 2,2 тыс. рублей», — рассказала девушка. Девушка была прописана в Новороссийске, и решила попробовать попытать счастья там. Однако местные медучреждения также сослались на отсутствие необходимых препаратов. «У нас два завода в России, и ни на одном нет вакцины», — сказала врач городской поликлиники в Новороссийске. Вакцину «Кокав» ей вкололи только после угроз обратиться к журналистам, в полицию и прокуратуру. Ситуации с отсутствием вакцины фиксировались и в Саратовской области.
1 июля 2019 года Министр здравоохранения Башкирии Максим Забелин рассказывал, что проблему увидели на федеральном уровне и в скором времени она будет решена. Но расчет министра оказался неверным — в конце 2019 года о нехватке вакцины заговорили уже в медучреждениях Москвы. «В настоящее время иммунобиологический препарат отсутствует у компаний производителей, в связи с чем, в текущем году закупки на поставку вакцины для профилактики бешенства не состоялись. Также, по нашей информации, торги не состоялись и во многих других субъектах РФ», — сообщили в сентябре 2019 года в столичном департаменте здравоохранения.
Корни проблемы
Если человек контактировал с зараженным животным, как правило ставят профилактическую вакцину от бешенства «Кокав» (самый распространенный препарат в стране). Однако если речь идет об укусе в жизненно важных зонах — на голове или шее — применяется более серьезное средство: антирабический иммуноглобулин, которое производит НИИ им. Чумакова.
В России вакцину против бешенства выпускают два предприятия. Главное – это Федеральный научный центр иммунобиологических препаратов им. Чумакова, который обслуживает почти 70% рынка. Еще 30% берет на себя НПО «Микроген». До 1997 года в России не было производства антирабических иммуноглобулинов, эта проблема обсуждалась на государственном уровне. «В стране отсутствует производство антирабического иммуноглобулина, необходимого для сочетанного с вакциной применения при тяжелых травмах и повреждениях опасной локализации, полученных от животных», — отмечали тогда в Минздраве. Именно в 97-м году министерство издало распоряжение о начале разработок антирабического иммуноглобулина. В том же распоряжении упоминалось и НИИ им. Чумакова.
В начале 2019 года НИИ им. Чумакова проходил процесс перерегистрации, в чем он заключался, не уточнялось. В апреле 2020 года «Фармацевтический вестник» сообщил, что НИИ им. М.П. Чумакова не поставляет препарат с начала года из-за новых правил сертификации вакцин, принятых 29 ноября 2019 года. Раньше качество вакцин контролировали выборочно, и фармпредприятие получало сертификат соответствия, действующий определенный срок. С новыми правилами процедура стала долгой, поскольку каждая серия проходит полный контроль. «С начала года центр отправлял вакцину на склад, поскольку не было разрешения Росздравнадзора на ввод продукции в гражданский оборот», — объясняла руководитель коммерческого направления НИИ Чумакова Екатерина Кордубан. Тогда же, в апреле, она отмечала, что поставки планируется возобновить в апреле-мае.
В это время в России началась пандемия COVID-19, и многие предприятия были перепрофилированы под производство вакцины от ковида. Именно НИИ им. Чумакова, главный производитель вакцины от бешенства в стране, стал одним из первых предприятий, где начали производить вакцину от новой коронавирусной инфекции. Последние новости НИИ им. Чумакова посвящены только разработке вакцины, о введении каких-либо дополнительных мощностей на производстве институт не сообщал.
«МБХ медиа» направило запрос в НИИ им. Чумакова с просьбой разъяснить, повлияло ли производство вакцины от коронавируса на остальное производство, в том числе вакцины от бешенства. Разговаривать с корреспондентом на предприятии отказались, сославшись на отпуск директора. До компании «Микроген», второго производителя вакцины от бешенства, дозвониться так же не удалось. Трубку не брали ни по общему номеру, ни по номерам для контактов со СМИ. Редакция направила запросы в Минздрав России и Роспотребнадзор с просьбой разъяснить, проводились ли проверочные мероприятия по вопросу наличия вакцины от бешенства, и на каком этапе находится процесс выдачи разрешения на ввод в гражданский оборот вакцины от бешенства, произведенной НИИ им. Чумакова.
Местная безалаберность
Проблема отсутствия вакцины носит не только системный, но и локальный характер. Потребность в препарате каждый регион определяет самостоятельно, на основании заявок из медучреждений. При такой системе сбой может происходить в низовом звене, считает ветеринарный врач из Новосибирска Сергей Коняев.
«В регионах с вакциной от бешенства проблемы возникают регулярно, вакцина закупается в травмпункты планово. В прошлом году у нас был круглый стол по бешенству. Представитель Роспотребнадзора нас заверила, что дефицита вакцины в стране нет. Если где-то и есть проблемы, то они локальные и зависят от местных чиновников, ответственных за процесс», — рассказал «МБХ медиа» Коняев.
По его словам, немаловажным является и тот факт, что вакцина не находится в свободном доступе. Обычный человек купить ее не сможет, это может сделать только юридическое лицо. «Выезжали [однажды] в Индию, хотели поставить вакцину до вылета. Пять больниц обзвонили, там истерика была какая-то. Нас спрашивали: Зачем [нам прививка]? Звонил в платную крутую клинику Новосибирска, спрашиваю: Есть вакцина? Есть! Могу приехать вакцинироваться и сотрудников вакцинировать? Нет! “Как укусят, так и приходите”, это дословно», — рассказал Коняев.
«МБХ медиа» обзвонили несколько платных медицинских учреждений Москвы и выяснили, что вакцина против бешенства сегодня есть не во всех столичных клиниках даже за деньги. К примеру, ее нет в сетях «Добромед», «Медквадрат» и «Будь здоров». В сети «Семейных» клиник вакцина есть. Непосредственно в профильных учреждениях — травмпунктах (как государственных, так и частных) и «Кокав», и иммуноглобулин сейчас есть. «Одна вакцина «Кокав» у нас стоит 2072 рубля. Одна ампула иммуноглобулина стоит 4029 рублей», 一 пояснили «МБХ медиа» в одном из частных травмпунктов. Помимо самих уколов, в частном учреждении придется оплатить прием доктора.
В регионах же ситуация разительно отличается, во многих городах просто нет платных медцентров. Инфекционист Владислав Скороходов заметил, что проблема отсутствия вакцины более актуальна именно в регионах. «В Москве с этим проще, если кончились вакцины на Замоскорецком травмпункте, не так сложно доехать до Варшавского или Тушинского, где они есть. Предварительно узнав наличие по телефону, конечно. В подобной ситуации, со слов коллег из Калуги, отправляли в Боровск, вот в регионах концы подальше могут быть», — сказал «МБХ медиа» Скороходов.
За последние годы случаи смертей от бешенства среди людей регистрировались в Ярославской,Амурской и Калужской областях. Людей кусали летучие мыши, собаки или лисы. Пострадавшие чаще всего не обращались за медицинской помощью. В прошлом году от бешенства скончался 17-летнией уроженец Таджикистана, который утверждал, что его никто не кусал. Медики предположили, что он мог «наступить голой ногой на слюну животного где-нибудь в лесу, и в его организм через микротрещины попало ничтожное количество вируса».