in

Военные песни, коррупция с косой и календарь со Сталиным: как прошел митинг против уплотнительной застройки в Москве

Фото: Анастасия Ольшанская / МБХ медиа

В Москве в воскресенье, 23 декабря около метро «Улица 1905 года» прошел митинг «народ против строительного произвола». Организаторы, «Левый фронт» и «Моссовет», почти две недели не могли согласовать акцию — столичная мэрия отказывалась предоставлять площадку в центре города и отправляла протестующих в гайд-парк Сокольники.

Но организаторы митинга не сдались и в итоге пришли к компромиссу с властями — площадь Краснопресненской заставы у метро «Улица 1905 года» 23 декабря в 13:00. Так у людей появилась возможность потребовать прекратить «точечное» строительство во дворах, провести экспертизу законности основных градостроительных решений, отменить все строительные работы в экологических и природных зонах, а также прекратить уничтожение объектов культурного и исторического наследия.

 

Активисты на любой вкус

Как оказалось, место для протеста было выбрано крайне неудачное, хоть оно и расположено близко к центру, совсем рядом с метро. И без того небольшую площадь уменьшает монумент, посвященный революции 1905-1907 годов. Скульптуры стоят в центре площади, мешая обзору. Низкий и очень скользкий постамент памятника в разгар митинга стал центром притяжения — с него хоть как-то было видно сцену.

Несмотря на это и холодную погоду, на акцию пришли активисты со всех районов Москвы. В основном, это были люди среднего возраста или пожилые, молодежи было очень мало. Зато можно было оценить, как много районов страдают от той самой уплотнительной застройки. Тут были активисты не только из известного уже всем Кунцево, но и из Марьиной Рощи, Преображенского, Свиблово и многие-многие другие.

Многие хотели высказаться по острой «мусорной» теме. На площади встретились противники строительства новых мусоросжигательных заводов и противники вывоза московского мусора в Архангельск и другие города.

Фото: Анастасия Ольшанская / МБХ медиа

Нельзя забывать и о дольщиках — уж они имели все основания участвовать в митинге «против градостроительного беспредела». Тут были активисты из небезызвестного ЖК «Царицыно», многие из которых ждут своих квартир уже десять лет.

 

Этот митинг отличался от других, организованных «Левым фронтом», КПРФ или прочими. Кроме красных флагов всех сортов и расцветок тут было очень много креативных плакатов. Следовательно, было и много людей, которые пришли сюда не по велению партии и движения, а по собственному желанию. По крайней мере, мне хочется так думать. Я была рада увидеть мужчину, который представлял коррупцию и был облачен в костюм смерти с косой. Интересным показался и плакат «Собянин — властелин колец». Мне даже удалось поговорить с его автором.

 


Еще один очень интересный человек, средних лет и на костылях, продавал своеобразную литературу: «Идеальное русское государство», «Ошибка Русских Императоров» и многие другие. Когда я подошла, он читал стихотворение:

 

«Пусть тяжела будет битва,

Но отступать нам нельзя!

Все, что могли, потеряли,

Дальше — потеря себя».

 

Рядом с ним торговал его коллега, у которого можно было приобрести, например, календари со Сталиным.

Фото: Анастасия Ольшанская / МБХ медиа

Звучала военная музыка: к примеру, «Священная война» исполнялась по нескольку раз. Если бы не снег, я бы всерьез подумала, что попала на празднование Дня Победы.

 

«Геноцид москвичей»

Пока я собирала все эти впечатления, митинг успел начаться. Мне удалось пробиться поближе к маленькой сцене. Сначала к микрофону вышел ведущий, член КПРФ Владимир Родин. Он пообещал, что все желающие успеют выступить, но при условии, что уложатся в три минуты.

Потом он представил пришедших на акцию жену Сергея Удальцова Анастасию, депутата Госдумы от КПРФ Валерия Рашкина и депутата Мосгордумы Елену Шувалову. Всем им по очереди предоставили слово.

Рашкин много говорил, что нужно бороться за свои дома, добиваться отмены уплотнительного строительства и не голосовать на выборах за Путина и «Единую Россию». «Мне один гражданин позвонил, сказал, что у него сосед парализованный. Но через 15 минут после того, как послушал Путина, встал и выключил телевизор», — пошутил Рашкин на тему последней пресс-конференции. Шутка была встречена на ура.

Владимир Рашкин (второй справа) во время митинга. Фото: Анастасия Ольшанская / МБХ медиа

Внезапно, прямо во время выступления депутата, микрофоны начали фонить, а потом и вовсе выключились. В толпе замерли и зашептала: «Диверсия». Кто-то совсем рядом со мной указал своему знакомому на полицейского, который как раз стоял рядом с аппаратурой, и сказал: «Вот, мент выключил». Оба засмеялись.

Пока организаторы решали проблему со звуком, в толпе начали кричать, чтобы выступающим давали мегафон. И это сработало. Конец своей речи Рашкин говорил именно так — было прекрасно слышно.

Следующей выступала Шувалова: «Это не просто строительный произвол, это геноцид москвичей». По ее словам, в Мосгордуме скрывают количество пустых квартир в новостройках столицы. Депутат заявила, что жилья строится слишком много, настолько, что скоро настанет кризис перепроизводства. Женщины, которые стояли рядом со мной, одобрительно зашептались: мол, да, только деньги на этом зарабатывают, а новое жилье никому не нужно.

 

Гражданская война

После Шуваловой выступали представители района Кунцево, которые могут потерять свои квартиры из-за строительства домов группой ПИК. Один из них произнес, вероятно, самую эмоциональную речь за весь митинг: «У меня на входе спросили, почему я в военной форме. Да потому что нам объявили гражданскую войну!». Его полностью поддержала и Анастасия Удальцова, которая выступала следом.

Дальше начался нескончаемый поток людских историй из разных округов и районов Москвы. Люди были разными, а истории —  похожими. Либо дом строят во дворе другого дома, либо ради новой многоэтажки сносят старую. Люди справедливо возмущались, что их не спросили ни о чем, никаких слушаний нигде не было, а некоторые дома, приговоренные к сносу, по словам жильцов, еще лет сто простоят.

Люди в толпе знакомились с братьями по несчастью, позировали перед прессой и кричали лозунги: «Собянина — в отставку, Хуснуллина — в тюрьму» или «Вся власть советам».

Фото: Анастасия Ольшанская / МБХ медиа

Я посмотрела на время и поняла, что с начала митинга прошло почти два часа. Пальцы рук и ног сильно замерзли, поэтому я решила обойти площадь и размяться. Недалеко от сцены стояли люди с плакатами в поддержку киноцентра «Соловей». Его тоже хотят снести ради строительства гостиницы.

В три часа дня ведущий Владимир Родин вышел к микрофону и сказал: «Наш гнев перестает нас греть. Мы непременно дадим выступить всем желающим, но перед этим проголосуем за резолюцию». Дальше он несколько минут читал документ с уже упомянутыми требованиями к властям: прекратить «точечное» строительство во дворах, провести экспертизу законности основных градостроительных решений, отменить строительные работы в экологических и природных зонах и т.д. Резолюцию приняли единогласно.

Осмотревшись по сторонам, я поняла, что большая часть митингующих уже разошлась — еще бы, больше двух часов стоять на морозе сложно. В самый разгар акции на площади было 400-500 человек. Сейчас же осталось около ста. Но надо сказать, этих оставшихся, видимо, грел действительно гнев. Очередь к микрофону продолжала двигаться, одна грустная история сменялась другой, не менее грустной и несправедливой. В какой-то момент я подумала, что пальцы на руках мне все еще дороги и отправилась к метро. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.