in

Хуже, чем когда-либо до этого: как горит Калифорния, а дым от пожаров доходит до Европы

Фото: AFP / East News

 

 

Уже несколько недель западное побережье США задыхается от лесных пожаров. Людей эвакуируют, огонь разрушает целые поселения, а в некоторых городах из-за смога несколько дней не видно солнца — только оранжевое постапокалиптическое небо. Это самые сильные пожары за последние 18 лет, а сейчас только начало сезона и все может стать только хуже. Таня Ускова поговорила с калифорнийцами и рассказывает, как они каждый год оказываются в смоге и пепле, почему в этом году ситуация, кажется, вышла из-под контроля и что это значит для всего человечества.

 

«Огонь распространялся очень быстро — вскоре мои родители прямо из дома увидели, как он спускается с холма вдалеке. Их и еще примерно две тысячи домов эвакуировали. Это была очень страшная неделя, пока была эвакуация — в доме остались кошка и собака. К тому же в феврале из-за коронавируса мой отец перенес пекарню домой. Если бы сгорел дом, сгорело было дело, которым он занимается. За двадцать лет жизни в этом доме это первый раз, когда мои родители оказались в такой опасной ситуации».

 

Джек вырос и большую часть жизни прожил в северной Калифорнии. Сейчас ему 25, и уже шесть лет он живет в Британской Колумбии — это провинция Канады, тоже на западном побережье. От Ванкувера до Салинаса, города, где живут родители Джека, около тысячи километров. Но каждый год Ванкувер накрывает смогом калифорнийских пожаров.

 

«Ты просто привыкаешь к тому, что каждое лето качество воздуха становится ужасным из-за дыма, — говорит Джек. — Сейчас я переехал из Ванкувера, но слышал, что на этой неделе из-за качества воздуха людям запретили выходить на улицу. В общем, смог и дым стали нормальной частью жизни. Хотя, конечно, когда огонь подходит ко двору твоего дома — это что-то совершенно иное».

 

По словам Джека, за двадцать лет жизни в Салинасе это первый раз, когда его родителям пришлось эвакуироваться. Незадолго до пожара в районе была жара, а после этого — серьезная гроза, которая и привела к серии возгораний в соседнем районе. «Я был далеко оттуда, но было очень страшно. Это чувствуется совсем по-другому, когда в зоне риска находится дом твоей семьи. Все твои воспоминания и все имущество могут просто сгореть», — говорит Джек.

 

С домом родителей Джека сейчас все в порядке. Пожарным удалось побороть огонь с помощью просек и контролируемых поджогов. «Я думаю, в итоге сгорело только пять или шесть домов. Хотя поначалу предполагалось, что это могут быть все две тысячи. Нам очень повезло», — добавляет Джек.

 

Только в Калифорнии за время пожаров пострадали или были уничтожены более шести тысяч строений, включая частные дома и общественные здания. По меньшей мере 20 человек погибли (35, включая другие штаты). А уже 6 сентября — в самом начале сезона пожаров, который обычно длится с августа по ноябрь, — Калифорния побила исторический рекорд по площади пострадавшей территории: на 17 сентября это почти 3 млн гектаров (7 млн акров).

 

Фото: AFP / East News

Кроме Калифорнии, горит еще несколько штатов — например, Орегон и Вашингтон. Сейчас на западном побережье около 79 пожаров, один из них (уже взятый под контроль) — самый крупный в истории. Обычно «мегапожаров» в сезон бывает всего один или два, но в этом году их уже было по меньшей мере пять. Страдает не только сельская местность: смогом накрывает десятки городов, а дым в небе может выглядеть как легкая оранжевая дымка или как красное полотно, за которым не видно солнца. В некоторых американских городах качество воздуха сейчас может быть худшим на планете, а сами частицы достигли не только Канады, но и Европы.

 

 

Татьяна Баталова живет в Ирвайне, городе в округе Ориндж штата Калифорнии. Здесь пожаров пока нет, но они есть неподалеку.

 

«Доходит дым от пожаров, воздух над всем побережьем на днях был как большое темное облако, сквозь которое едва солнце просвечивает, — вспоминает Татьяна. — И пепел. Это было во вторник, наверное, когда пришло это облако и закрыло солнце. В тот же день выпал пепел, в виде осадка прямо, летал в воздухе. Летал и оседал на поверхностях — на машинах, на балконе».

 

Сейчас, по словам Татьяны, дым еще висит в воздухе, но пепла стало меньше. «Дым этот еще такого жуткого оранжевого цвета, придает воздуху такую же окраску. У нас даже в воздухе было оранжевое свечение немного. Не так как в Сан-Франциско, там совсем Blade Runner».

 

Айрин Ниланд живет в 20 минут к югу от Сан-Франциско. «У нас только что было два дня, когда солнце просто не появлялось. Это было очень страшно», — говорит она мне и присылает фотографии. Все они сняты днем.

 

Фото: AFP / East News

 

«Я думаю, у меня довольно хорошее здоровье, поэтому этот смог не слишком сильно влияет на мое дыхание, — говорит Айрин. — Но даже у меня чешется горло, я чувствую частицы, попадающие внутрь. И все вокруг покрыто пеплом».

 

Такое плохое качество воздуха чревато развитием астмы, ростом количества сердечных приступов и инфарктов. 

 

Лилит Петросян, тоже живущая неподалеку от Сан-Франциско — в 50 милях, в прибрежном городке Пескадеро, — недавно вернулась в свой дом после десяти дней в эвакуации. Но выходить из дома до сих пор почти не может:

 

«Качество воздуха очень плохое, из-за него мы вынуждены оставаться дома. Все активности на улице и классы сейчас отменены», — говорит Лилит.

 

Как и в Салинасе, пожар рядом с Пескадеро начался после грозы. Это вообще отличительная черта нынешнего сезона пожаров: многие из них начинаются из-за гроз, быстро распространяясь даже ночью. В этом году в Калифорнии был самый жаркий август, по всему побережью прошла большая волна жары, высушив траву и деревья. Теперь все они — топливо, готовое загореться от малейшей искры. 

 

Один из очагов возгорания появился из-за того, что в одном из городков пара устроила вечеринку в честь выяснения пола ребенка и использовала на них фейерверки — это привело к большому возгоранию в округе. Сгорело почти 3,5 тысячи гектаров.

 

Все калифорнийцы, с которыми я говорила, соглашаются — в 2020 году пожары самые масштабные на их памяти.

 

Такие исключительные пожары приводят к тому, что в интернете и медиа появляется много спекуляций на тему возможных поджогов. Среди жителей горящих территорий распространился слух о том, что якобы пожары специально начинают антифашисты — по политическим причинам, чтобы «насолить» Трампу на выборах. Фейковые новости об антифашистах-поджигателей продолжают публиковаться в соцсетях несмотря на убеждения правоохранительных органов, что они неправда. Дошло до того, что в некоторых городах жители начали патрулировать территории с оружием, чтобы не допустить возможных «поджогов».

 

«Это все просто смешно, — говорит мне Айрин. — В моем окружении считают это таким абсурдом, что мы даже не обсуждаем это. Кто-то создает какую-то абсолютно рандомную пропаганду, которую даже невозможно воспринимать всерьез. Все это происходит из-за выборов».

 

Выборы действительно отдельно накаляют обстановку. Хотя сезон пожаров в Калифорнии происходит каждый год, по словам Татьяны, сейчас из-за предвыборной гонки они становятся политическим инструментом.

 

«И республиканцы, и демократы используют эти пожары для привлечения избирателей на свою сторону и обвиняют противников в причинах пожаров, — говорит Татьяна. — То есть, например, демократы говорят, что виновато глобальное потепление, а раз республиканцы не занимаются этой темой, значит, они и виноваты».

Фото: AFP / East News

При этом традиционно Калифорнией управляют демократы. Поэтому республиканцы могут винить в пожарах их — например, за закон, который вырубает вырубку даже сухого леса. Или вот еще проблема: в Калифорнии много старых линий электропередач с деревянными столбами, которые правительство штата не меняет, сосредоточившись на новых модных источниках энергии.

 

Есть еще одна отчасти политическая причина, почему в этом году с пожарами справляться труднее: коронавирус. Из-за того, что пандемия не была вовремя взята под контроль, в калифорнийских тюрьмах было зафиксировано много вспышек заражения. А именно заключенных чаще всего нанимают для борьбы с пожарами, за очень маленькие зарплаты. В этом году часть заключенных из-за эпидемии выпустили раньше, еще часть больны. Поэтому у штата просто не хватает ресурсов на борьбу со всеми пожарами.

 

Но главное — это повестка изменения климата и позиции политиков в этом вопросе. Одна из причин, почему с каждым годом пожары в Калифорнии становятся все разрушительнее, это изменение климата.

 

«Я уверена, что все дело в изменении климата, — говорит Айрин. — С каждым годом у нас все больше засух».

 

Каждый год пожары в Калифорнии становятся все хуже и масштабнее. Восемь из десяти самых крупных пожаров в истории Калифорнии случились в последние десять лет. Лето становится все жарче и суше, растет ущерб от пожаров, каждый год сгорает все больше территорий.

 

«Лесные пожары в Калифорнии — это нормальная часть экосистемы, леса загораются после гроз или во время жары, а потом там вырастают новые деревья, — говорит Джек. — Но я думаю, что сейчас, после того, как люди долгое время жили в определенных местностях, не давая им гореть, это сделало их очень уязвимыми к пожарам».

 

Сейчас решить проблему с пожарами пытаются с помощью контролируемых поджогов. Еще одно предложение — контролирование поселений, регулирование того, где можно жить людям, а где нельзя. Некоторые жители сами пытаются предотвращать пожары.

 

«Контролируемые пожары проводить тут довольно сложно из-за регулярной засухи. Но в последнее время увеличилось количество людей, которые участвуют в том, чтобы убирать потенциальное “топливо” (сухие растения — “МБХ медиа”), — объясняет мне Лилит. — Есть например, сеть Firewise, которая учит людей и сообщества, как очищать территорию вокруг собственных домов и делать поселение менее огнеопасным. Например, мы со своими соседями убираем сухие листья, траву, ветки и деревья на своих участках, и нанимаем специальную компанию, чтобы делать то же самое в округе».

 

Но так или иначе проблема изменения климата в Калифорнии очень серьезная и будет продолжать приводить к тому, что каждый год пожары будут становиться только хуже.

 

«Я люблю Калифорнию и не собираюсь переезжать отсюда. Мне нравится, что мы живем среди вековых секвой, и я надеюсь, что мы сможем остаться здесь, наслаждаясь природой, и нам не надо будет возвращаться в город, — говорит мне Лилит. — Но основная причина пожаров — это изменение климата, и пожары будут все хуже, если мы не начнем воспринимать эту проблему серьезно».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.